11 ноября, Российский еврейский музей толерантности стал, наконец, доступен для широкой публики. В четверг состоялось торжественное открытие музея, в котором принял участие президент Израиля Шимон Перес. А вчера прошла, так сказать, «вторая часть» этого открытия.
Музей, одна из задач которого — познакомить граждан нашей страны и зарубежных туристов с историей российских евреев, начинает рассказ от сотворения мира. Недалеко от входа находится 4D-кинотеатр, в котором посетители могут увидеть фильм, за десять минут пересказывающий описанную в Торе историю мира и евреев с начала времен до разрушения Второго храма. Формат 4D, о котором слышали уже многие, но вживую оценили пока далеко не все, позволяет зрителю не только видеть трехмерное изображение, но и в буквальном смысле ощущать происходящее кожей. Посетители кинотеатра раскачиваются в Ноевом ковчеге, их задевают насекомые, которых Б-г наслал на египтян, в них летят брызги Красного моря, расступившегося перед Моше. А когда затем мимо зрителей проносятся стрелы и рядом падают обломки Второго храма, может стать действительно страшно.
Фильм заканчивается словами о расселении евреев по миру, и этому посвящен первый зал музея. Нажимая на точки на интерактивной карте, посетитель может узнать об истории еврейской диаспоры в разных странах в различные периоды истории. Интерактивные экраны расположены в большинстве залов музея.
Основная часть экспозиции посвящена евреям, в различные исторические периоды проживавшим на территории России. Хотя, возможно, точнее будет сказать, что посвящена она истории России глазами евреев. Посетитель может увидеть, как жилось евреям при царе, в эпоху Гражданской войны и в последующие периоды истории страны. Однако самым важным автор идеи Музея толерантности президент Федерации еврейских общин России Александр Борода считает зал, посвященный Великой Отечественной войне.
Среди экспонатов этого зала в первую очередь бросаются в глаза танк Т-34 и самолет военных лет. Как рассказал председатель правления музея глава Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, который лично провел экскурсию для журналистов и гостей, танк включен в экспозицию в память об инженере-машиностроителе Исааке Зальцмане, с 14 июля 1942 по 28 июня 1943 года занимавшем должность народного комиссара танковой промышленности СССР. А на таком же самолете-бомбардировщике, что установлен в зале музея, летала знаменитая «ночная ведьма» Полина Гельман.
Помимо этого, в зале находится иудейский молитвенник с параллельным ивритско-немецким текстом, найденный во время войны в Майданеке художником-карикатуристом Борисом Ефимовым, вошедшим в лагерь смерти вместе с Красной Армией. «Ефимов взял этот молитвенник, хотя это было категорически запрещено, и отдал его своей матери. В 70-е годы она умерла, и он забрал его себе, а в 90-е годы отдал нашей общине, — рассказал Борух Горин, — этот артефакт рассказывает нам о чудовищном уничтожении евреев и о том, как красноармейцы узнавали об этой реальности — и своих родственниках-евреях на родине».
В зале, посвященном Великой Отечественной войне, находится стенд с фотографиями массовых расстрелов еврейского населения на территории СССР. «Стенд сделан таким образом, чтобы дети его не увидели, — объясняет Борух Горин, — поскольку расположен он на уровне выше 120 сантиметров. Среди наших посетителей будет много школьников, и мы старались рассказать обо всем без “физиологических подробностей”».
К Залу воинской славы примыкает Зал памяти. В нем расположены интерактивные экраны, на которых загораются имена солдат, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, и евреев, уничтоженных во время Холокоста. «Эти имена предоставлены нам Министерством обороны Российской Федерации и иерусалимским мемориалом Холокоста “Яд Вашем”, — рассказал Борух Горин.— Затем вы можете подойти к компьютеру, в котором содержится база данных Министерства обороны и “Яд Вашема”, и найти в ней своих близких. Не найдя их, вы можете вписать это имя, и Министерство обороны будет искать вашего родственника».
Один из залов музея расположен несколько особняком — речь идет о Центре толерантности. В нем посетители могут увидеть два коротких фильма, посвящённых сосуществованию «разных» людей в одной стране и тому, почему толерантным быть полезно. Перед фильмом и после него зрителю предлагается ответить на несколько вопросов, чтобы проверить уровень собственной толерантности и посмотреть статистику ответов других посетителей.
Борух Горин уверен, что Российский еврейский музей толерантности действительно может оправдать последнее слово в своем названии: «Если человек побудет здесь хотя бы час, у него наверняка зародятся новые вопросы, появятся сомнения. А сомнения — путь к размышлению, размышления же — путь к прогрессу».
Осматривая экспозицию, можно поймать себя на мысли о том, что что-то в этом музее вызывает чувство тревоги. Возможно, это связано с тем, что в некоторых местах потолки очень низкие, а некоторые колонны и стенды — слегка наклонены. Так или иначе, скорее всего, это сделано не случайно — в истории евреев, как, впрочем, и в истории России, не так много периодов спокойствия и уюта.
Музей наполнен звуками — как музыки, так и голосов. Это голоса Ленина, называющего евреев «товарищами по борьбе за светлое будущее», диктора Юрия Левитана, сообщающего о ситуации на фронте, и многих других известных каждому людей. Написанные евреями песни времён войны и воспоминания людей, её прошедших. А еще голоса обычных русских евреев, проживающих в России и за рубежом. Они рассказывают нам, почему решили уехать или остаться.
По завершении церемонии открытия главный раввин России Берл Лазар прикрепил мезузу к двери зала специальных проектов музея.
В дальнейшем экспозиция будет пополняться артефактами, присланными людьми, откликнувшимися на давнюю просьбу руководства музея. Александр Борода рассказал, что музей планирует сотрудничать с Министерством образования. Возможно, в будущем сюда будут в обязательном порядке водить всех московских школьников.
Материал подготовил Дмитрий Ерусалимский(права данного текста принадлежат сайту www.jewish.ru)