Летом 5656 (1896) года рабби Шолом-Довбер (Рашаб — пятый Любавический Ребе) гулял со своим сыном Йосеф-Ицхаком по полям возле Баливки, деревни рядом с Любавичами. Приближалась пора уборки зерна. Пшеница и травы мягко колыхались на ветру.
Ребе Рашаб сказал сыну: «Увидь Б-жественное! Каждое движение каждого отдельного колоска и стебля было заложено в изначальной мысли Б-га о Сотворении, в Его предвидении хода истории, и управляется Высшим Провидением на пути к Б-жественной цели».
Когда они вошли в лес, погруженный в рассуждения отца, взволнованный его словами, мальчик незаметно для себя сорвал с дерева листик и стал машинально рвать его на кусочки и пускать их по ветру.
«Святой Аризаль,» — сказал ему отец, — «говорит, что каждый лист на дереве не только несет в себе частицу Б-жественной энергии и был создан с определенной целью, являющейся частью общего замысла Творца, но в нем также есть искра души, спустившейся на Землю, чтобы найти свое исправление и реализацию».
«Талмуд» — продолжил Ребе, — «говорит, что человек всегда отвечает за свои действия — не важно, спит он или бодрствует. Разница между сном и бодрствованием проявляется на уровне внутренних атрибутов человека, в его интеллекте и эмоциях. Внешние атрибуты действуют также хорошо и во сне, на внутреннем же уровне происходит путаница. Во сне даже противоречивые вещи кажутся нормальными. Наяву человек видит реальный мир, во сне — нет. Это и является глубоким символическим смыслом сна и реальности: наяву человек видит Б-жественное, а когда спит — нет. Несмотря на это, наши мудрецы считают, что человек всегда должен отвечать за свои поступки — и когда спит, и когда бодрствует. Только что мы рассуждали о Б-жественном Провидении, и не задумавшись, ты сорвал лист, измял его и порвал на кусочки. Как можно быть таким бесчувственным по отношению к Б-жественному созданию? Этот лист был сотворен Всевышним с определенной целью и был пропитан Б-жественной энергией. У него есть тело, у него есть душа. Чем его «Я» хуже твоего собственного?»