15 мая 2012 года в синагоге города Нальчика, произошло радостное событие – внесение нового Свитка Торы. Напомним, что буквально 1 марта этого года семьей Леонида Мигирова, был дарован Священный Свиток. В этот раз важное событие произошло благодаря Эдуарду Мигирову, который пожертвовал Свиток в дар еврейской общине своего родного города.
Свиток в сопровождении делегации гостей, прибывших с Америки, Израиля и Москвы, доставили в аэропорт Минеральные Воды, где их уже ожидал главный раввин СКФО Леви Шабаев, вместе с представителями общин Нальчика и Пятигорска, а так же музыкальный ансамбль «Мазаль».
Под хупой, со звуками зажигательной еврейской музыки, проводились танцы, веселились все гости и уважаемые раввины. Заразительное веселье вызвало огромный интерес у всех прохожих, по всему было видно, что праздник важен и имеет большое значение для евреев.
Содействие важному мероприятию оказало и Правительство республики. Министерство Внутренних Дел КБР, при личном содействии министра Васильева Сергея Валентиновича, обеспечили меры безопасности на всем маршруте и в синагоге, было организовано сопровождение от аэропорта Минеральных Вод до Нальчика.
Делегация Свитка в сопровождении автомобилей сотрудников полиции направился в синагогу города Нальчик.
Там, не смотря на непрекращающийся ливень, уже собралась почти вся еврейская община города, с нетерпением ожидая новый Свиток.
И снова с музыкой, под хупой, под громкие аплодисменты всех присутствовавших, Свиток был внесен в синагогу. Пока велись подготовительные процессы для дописания оставшихся букв в Свитке, приехавшие раввины с удовольствием надевали тфилины всем желающим мужчинам.
Каждая минута была проведена не зря. Почетную миссию – провести вечернюю молитву в такой знаменательный день, Леви Шабаев возложил на раввина Араама Ильягуева.
По окончании Минхи – вечерней молитвы, в синагоге, с помощью софера — Цадока Ашурова, было дописано 17 букв в Свитке.
Написание Свитка Торы дозволяется только специально подготовленному переписчику (соферу) в соответствии со строгими канонами еврейского религиозного права (Алахе).
Пергамент для свитка изготавливается из кожи кошерного вида животных, причём пригодными считаются только два из трёх слоев кожи — внешний и внутренний, а средний не может быть использован. Пергамент должен быть самого лучшего качества; мастер, который занимается выделкой, должен объявить, что его работа — во имя святости Свитка Торы.
Чтобы избежать ошибок, переписчики копируют текст с другого свитка; в Храме хранилась копия, использовавшаяся в качестве эталона. При копировании свитка Торы пользуются правилами, сформулированными в трактате Софрим.
Перед началом работы многие писцы совершают ритуальное водное погружение в микве. Приступая к письму, переписчик произносит формулу: «Я пишу Тору во имя её святости, и имена Б-га — во имя их святости». Затем писец читает вслух предложение из оригинального текста и копирует его. Перед тем, как писать имя Б-га, писец произносит: «Я пишу имя Б-га во имя святости».
Во времена Талмуда в качестве писчего инструмента использовалось тростниковое перо (калам); в наше время свиток Торы обычно пишут пером птицы. Чернила должны быть чёрного цвета, стойкими и несмываемыми. Чтобы буквы были ровными, расстояние между строками одинаковым и строки равной длины, на пергаменте проводят 42 горизонтальные линии при помощи тупого шила и линейки, а также две вертикальные линии, ограничивающие поля. Строка пишется строго под линией. До начала XIX века не существовало предписаний относительно числа страниц или колонок, а затем установили стандарт: 248 колонок по 42 строки каждая. Слова запрещается разбивать переносом.
Свиток Торы пишется квадратным, так называемым «ассирийским» шрифтом, который существует в двух вариантах — ашкеназском, соответствующем описываемому в Талмуде, и сефардском, соответствующем печатному шрифту, используемому при издании священных книг. Толщина линии в начертании буквы разная, поэтому писец должен менять угол, под которым перо касается пергамента. Хотя текст на иврите читается справа налево, каждая буква в свитке Торы выписывается слева направо. Особое внимание уделяется написанию тех букв, которые похожи друг на друга, чтобы они были легко различимы при чтении. Шесть букв иногда пишутся малым размером, 11 — большим. Между буквами должен быть интервал; больший интервал должен быть между словами. Расстояние, равное девяти буквам, разделяет параграфы (паршиёт), равное четырём строкам — книги.
После того, как копия выполнена, пергаментные страницы сшивают специальными нитями, изготовляемыми из сухожилий ног кошерных животных. Каждые четыре страницы сшиваются вместе, образуя “раздел”. Разделы затем сшивают в свиток, концы которого прикрепляются к круглым деревянным валикам, называемым ацей хаим (букв. «Древа Жизни»), с рукоятками по обеим сторонам; между рукоятками и самим валиком надеваются деревянные диски, поддерживающие свиток, когда он находится в вертикальном положении. С помощью ацей хаим священный свиток перематывают, не прикасаясь к нему руками.
Ошибки в свитке Торы можно исправить, так как чернила соскабливаются ножом и пемзой, однако слишком большое число исправлений в свитке не допускается. Имена Б-га стирать нельзя — если они написаны неправильно, весь пергамент считается испорченным. Если свиток непригоден к употреблению, его помещают в глиняный сосуд и захоранивают в Генизе.
Как признался софер — Ашуров Цадок, ему было приятно спустя столько лет, оказаться в своей родной общине на таком грандиозном празднике. Ведь сам он в свое время жил в Нальчике, окончил 10-ю школу, посещал музыкальное училище города. Так же на протяжении 8-ми лет Цадок являлся участником ансамбля «Товуши» и не раз принимал участие в фестивалях и международных конкурсах в составе этой легендарной танцевальной группы.
Под звуки музыки горско-еврейского ансамбля «Мазаль», все присутствовавшие гости танцевали со Свитком, после каждого круга Акафот, когда из Арон Акодеш («Ковчега») извлекают все свитки Торы, имеющиеся в синагоге, и с ними кругами ходят вокруг бимы. Ходят не просто, а затейливо: кто вприпляску, а кто вприсядку, кто-то вприпрыжку, а кто-то на плечах у товарища. Те, кому Cвитка не досталось, стараются подбежать к человеку, несущему Сефер Тору, и поцеловать. Само собой, не человека, а Cвиток. И еще хлопают в ладоши и громко поют. А потом раздается голос веселого зазывалы, с шутками и прибаутками объявляющего очередную «Акафу». Таких Акафот семь, это отрывки из псалмов царя Давида. Кстати, вот уж кто умел веселиться на славу. Рассказывают о Давиде, что во время торжества в честь возвращения Ковчега царь Давид отплясывал так лихо, что его руки и ноги оголились. «Ты позоришь трон!» — прошипела его жена Михаль. «А мне все равно! Пред Г-сподом буду веселиться!» — непреклонно отрезал царь Давид.
Первый почетный круг Свиток нес отец дарителя — Мигиров Абрам, последний же круг нес сам Эдуард.
Официальная часть праздника была завершена. Все Свитки Торы бережно поместили в Арон Акодеш. Все, уже включая и новый. И начинается его новая жизнь, надеемся, счастливая и долгая: «Счастлив ты, Израиль! Ибо избрал вас Б-г для того, чтобы даровать вам в удел Тору, открывшись вам на горе Синай, в пустыне..»
Было приятно видеть среди
присутствовавших большое количество гостей, в том числе и из-заграницы. Общину посетил раввин Нью-Джерси – Азимов Леви Ицхак, коэн, прибывший с Москвы — рав Шнэур Залман Кан и Авраам Ильягуев.
Несомненно, внесение еще одного Свитка — это огромная мицва для всей общины.
Данный подарок неоценим.
Раввин Нью-Джерси, впервые побывавший в России и в Нальчике, был восхищен праздником, сказав, что все прошло красиво и очень хорошо. Он так же сказал, что намерен приехать еще раз уже вместе со своей супругой.
Веселье продолжалось до самого утра, для всех мужчин был накрыт праздничный кошерный стол.
Праздничное, радостное настроение подогревала непрекращающаяся музыка, песни и танцы всеми любимой группы «Мазаль» во главе с Хацероном Алхасовым. Поддерживали это веселое настроение и прибывшие раввины издалека — так рав Авраам Ильягуев решил порадовать гостей своим мастерским исполнением еврейских песен, которое глубоко тронуло душу каждого присутствовавшего еврея.
Вся община сердечно поблагодарила Эдуарда Мигирова за этот важный, неоценимый подарок.
С радостью хотелось бы отметить, что в последнее время в общине наблюдается очень серьезный духовный рост. Несмотря на то, что многие наши земляки сейчас проживают за пределами республики:: в Москве или даже заграницей, они тем не менее принимают активное участие в жизни и деятельности своей родной общины, поддерживают ее.
В синагоге Нальчика, с Б-жьей помощью, есть уже два своих собственных Свитка Торы, необходимых для проведения молитв. Напомним, что первый Свиток, привезенный раввином Леви Шабаевым с Израиля, был отдан на время и его следует вернуть, когда количество собственных Свитков достигнет хотя бы трех.
Эдуард Мигиров выразил свою благодарность, сказав, что для него большая честь, что приехали уважаемые раввины, а так же гости, с Америки и Израиля, сделав такую дорогу, он так же поблагодарил раввина Леви Шабаева, за теплый прием и за организацию праздника.
Поздравления в этот день поступали из самых разных стран и городов. С самого утра и до глубокого вечера телефон не умолкал. Поздравления с Израиля, Америки, Германии, Москвы и других уголков, где проживают наши земляки, с самыми теплыми пожеланиями поступали в адрес всей общины и раввина Леви Шабаева.
Следует отметить, что не смотря на огромные расстояния с родным городом Нальчик, евреи бросают все дела, ради того, чтобы поддержать и умножить радость такого знаменательного дня, как внесение нового Свитка Торы.
В Свитке Торы записан только сам текст, то есть согласные буквы без огласовок, знаков препинаний и другой вспомогательной информации — так как выглядел самый первый продиктованный Свиток.
Когда в написании священной книги поставлена точка, долгожданный Свиток облачают в роскошное одеяние — красивый футляр и корону с серебряным покрытием.
Пожертвование Свитка Торы — это важная мицва и особое событие как в жизни синагоги, так и в жизни дарителя.
Со Свитком Торы следует обращаться с особым почтением и благоговением. Когда его выносят из Арон Акодеш (Ковчег Завета), следует вставать и целовать футляр Торы, когда Свиток проносят рядом.
Свиток Торы включает в себя 304805 букв, если хотя бы один символ написан неверно, то весь Свиток признается не кошерным. В Торе есть место для каждого еврея и все 304805 букв, которые есть в Торе, к душе каждого из нас имеют самое прямое отношение. И даже если не все желающие представители общины, смогли вписать свою букву в священном Свитке, нет повода расстраиваться, так как мы надеемся на ближайшее появление в синагоге города Нальчика с Б-жьей помощью, еще одного Свитка Торы.
Появление нового Свитка можно сравнить не иначе, как с появлением нового ребенка. Да, в еврейской общине Нальчика действительно пополнение.
Весь процесс дарования священного Свитка от прибытия в аэропорт Минеральные Воды и до окончания торжества, присутствовали и запечатлели фотографы и видео-операторы местного телевидения. А затем, репортаж был освещен в вечернем выпуске новостей «Вести КБР».
Подобного рода радостные события придают огромный импульс для духовного развития всей общины и каждого еврея от мала до велика. Они наполняют особым светом и благословением каждую семью и это невозможно не почувствовать.