Глава Торы «Хайей-Сара» полностью посвящена событиям, происшедшим после ухода из этого мира нашей праматери Сары: покупке участка земли для ее захоронения, женитьбе Ицхака на Ривке, которая стала утешением Ицхаку после смерти его матери и т. д. Таким образом название главы — «Жизнь Сары», — казалось бы, по смыслу прямо противоположно ее содержанию. Но, как известно, названия глав Торы абсолютно точны, поэтому должна быть глубокая связь между между тем, о чем повествует эта глава, и истинной сущностью «жизни Сары».
Истинная жизнь вечна. Она не прекращается с уходом человека из этого мира, но продолжается, находя выражение в его потомках и в том, как впоследствии развиваются события в мире. С этой точки зрения именно события, происходящие после смерти человека, больше раскрывают смысл его жизни и проявляют ее истинную сущность.
Читая эту главу, повествующую о событиях, развивавшихся после смерти Сары, мы убеждаемся в вечности ее жизни. Мы видим, что Ривка, пришедшая в ее дом после ее кончины, продолжает идти по путям Сары. И даже чудеса, постоянно происходившие при ее жизни, теперь снова продолжаются — уже в заслугу Ривки.
Более того, все события, описываемые в этой главе, подтверждают прижизненную правоту Сары.
Желанием Сары было, чтобы лишь ее единственный сын Ицхак получил благословение Всевышнего, поскольку именно он был носителем святости. В противоположность этому, Авраам был отцом и других народов (потомков Ишмаэля и сыновей Кетуры) и пекся о благополучии всех своих сыновей. Сара возжелала изгнать из дома «сына наложницы», Авраам же был весьма обеспокоен этим и молился за благополучие Ишмаэля.
События, о которых рассказывает глава «Хайей-Сара», подтверждают именно правоту Сары. Начинается глава с рассказа о покупке пещеры Махпела. Изначально в ней были похоронены Адам и Хава, праотцы всего рода человеческого. Теперь же мы видим, что это место Авраам выбрал для захоронения своей жены Сары, и в дальнейшем там были похоронены лишь праотцы и праматери еврейского народа — в полном согласии с желанием Сары о благословении именно потомков ее сына Ицхака.
Затем заходит рассказ о миссии Элиэзера. Элиэзер, был лучшим из учеников Авраама, о нем сказано, что он «поил учением своего учителя других», и он удостоился Свыше многих чудес, но когда он захотел, чтобы учитель женил своего сына Ицхака на его дочери, ему было отказано. Как объяснил сам Авраам: «Сын мой благословен, ты же проклят1, и проклятый не соединится с благословенным».
И в заключение главы также говорится о правоте Сары: «…отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку». Поэтому и называется она «Жизнь Сары», ибо именно в ней раскрывается вечность и правота ее жизни.
(Вольный пересказ беседы Ребе, опубликованной в «Ликутей сихот», т. 15, стр. 145. Изложение р-на Давида Эльдина)
ПРИМЕЧАНИЯ | |
1. | Т.к. Элиэзер происходии из одного из кнаанейских племен, а Кнаан, сын Хама, был проклят Ноахом. |