Шолем Лугов
Вопрос: Почему в субботу запрещено пользоваться (включать и выключать) электрические приборы? Ведь ни в Торе, ни в Талмуде об этом ничего не говорится! С другой стороны, есть указание «не прибавлять» к имеющимся заповедям.
Ответ: Дело в том, что Торе не разрешает автоматически все то, о чем не сказано в ней явно. Любая новая вещь подвергается внимательному исследованию наших мудрецов, которые выносят законодательное решение на основании имеющихся у них правил толкования Торы.
В трактате «Мегила» (19б) сказано: «Все, что ученик откроет нового, было уже дано Моше на горе Синай».
Мы знаем, что Всевышний сказал Моше-рабейну: «Не совершайте работы в день субботний» вместе с деталями 39-ти общих видов работ, связанных с эти запретом. В Мишне и Талмуде обсуждаются различные способы зажигания и тушения огня, например для различных способов приготовления пищи.
Возникает вопрос: а разве действие прибора, вызванное замыканием или размыканием электрической цепи, считается запрещенной в субботу работой?
С изобретением электричества, еврейские мудрецы исследовали эту тему на основании правил, которые получил Моше на горе Синай, и пришли к однозначному решению о запрете включать или выключать электрические приборы в субботу.
По мнению наших мудрецов, при включении электроприбора в субботу нарушается запрет строительства (בונה), запрет завершения работы (מכה בפטיש) и запрет зажигания огня (מבעיר).
С одной стороны, это «новшество», о котором прямо не говорится в Талмуде. Но этот закон был «дан Моше на горе Синай» в том смысле, что он основан на традиционных правилах еврейского закона и четко соответствует им.
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.moshiach.ru.