ПЕЛИШТИМЛЯНЕ ОПЯТЬ НАПАДАЮТ
Пелиштимляне под водительством Ахиша вновь решили напасть на Исраель. Доверие Ахиша к Давиду было столь полным, что он потребовал от него его помощи и назначил его начальником своих телохранителей. Пелиштимская армия сразу же выступила и расположилась лагерем у Шунема, в самом центре страны противника, в земле колена Иссахара, между горами Тавор и Гильбоа.
ШАУЛ У ВОЛШЕБНИЦЫ ИЗ ЭЙН-ДОРА
Новое нашествие Пелиштимлян сильно встревожило Шаула. Хотя сердце предсказывало ему недоброе, он все же спешно повел свою армию и расположился лагерем у Гильбоа. В великом душевном смятении своем царь Шаул обратился с молитвой к Б-гу, прося Его помощи и совета. Но ни во сне, ни наяву, ни через пророков он не получил ожидаемого ответа. Побуждаемый отчаянием, он вспомнил, наконец, о волшебницах, которые, как верили, могут вызвать из загробной жизни умерших и заставить их сообщаться с живыми. Шаул решил прибегнуть к помощи такой волшебницы из Эйн-Дора. Переодевшись, он ночью пошел в дом волшебницы в сопровождении двух слуг.
Вначале женщина испугалась, ибо волшебство было запрещено в Исраеле под страхом смерти. Но Шаул поклялся, что с ней ничего не случится и попросил вызвать дух Шемуэля. Женщина подчинилась и приступила к проявлению своего необычайного искусства. И вот появляется дух Шемуэля, который сообщает Шаулу, что битва с Пелиштимлянами будет проиграна, и что сам Шаул и его сыновья падут на поле боя. Теряя сознание, Шаул упал всем телом своим на землю. Он долго отказывался встать и подкрепиться едой. Наконец, настойчивые просьбы его слуг и самой волшебницы достигли цели. Шаул сел за приготовленный ему ужин, после того, как он не прикасался к еде весь предыдущий день и ночь.
ДАВИД ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЦИКЛАГ
Между тем, все Пелиштимские военачальники соединили свои войска и образовали одну мощную армию. Давид и его шестьсот человек находились в тылу с Ахишом. Когда Пелиштимские военачальники увидели их, они решили не допустить, чтобы Давид, наиболее опасный их враг, который постоянно причинял им столько зла, оставался в их среде во время сражения, и они заставили Ахиша отослать от себя Давида и его отряд.
Давиду и его людям пришлось вернуться в Циклаг. Но печальным и безрадостным был вид города по их возвращении. Амалейкиты, воспользовавшись беззащитностью области, совершили ряд насилий, разграбили и сожгли город, увели в плен все его население и скот, женщин и детей, и захватили все их добро. Среди пленников были также обе жены Давида. Громкие стенания, крики ужаса и отчаяния вырвались из груди обездоленных Исраельтян, и они, разгневанные, грозили Давиду смертью, считая его виновником их несчастья. Но Давид их утихомирил и тут же объявил свое намерение пуститься в погоню за Амалейкитами, совершившими этот дерзкий разбойничий набег. С захватывающей дух быстротой Давид повел свой отряд иа юг. Выдержать такой стремительный марш смогли только четыреста человек из его отряда, остальные, выдохшиеся и обессиленные, отстали и не перешли поток Бесор. В пути Давид обнаружил умирающего в поле от изнурения Египтянина. Его накормили и напоили и тем самым спасли его жизнь. В ответ на вопрос, кто он, спасенный ответил, что он заболел, и его господин Амалейкит оставил его на произвол судьбы во время возвращения армии после сожжения Циклага, и что он таким образом пролежал в поле без еды и воды три дня и три ночи. Получив обещание, что его не передадут в руки его прежнего господина, Египтянин согласился повести Давида и его отряд в лагерь врага.
Амалейкиты праздновали и пировали в лагере среди захваченной только что добычи, когда Давид и его горсточка людей вихрем ворвались в лагерь, внезапно напали на них и полностью истребили. Из всей многочисленной банды спаслись только четыреста молодых воинов, бежавшие на быстроходных верблюдах. Попавшие в плен женщины и дети Исраельтян были все до единого спасены. Было возвращено также все награбленное имущество. Помимо того, было захвачено огромное количество добра самих грабителей. Победители вернулись радостные и счастливые к своим братьям на реке Бесор и поделили с ними добычу.
СМЕРТЬ ШАУЛА И ИОНАТАНА
В то время, как Давид воевал с Амалейкитами, разразилось яростное сражение между Пелиштимлянами и Исраельтянами. Ход сражения быстро обернулся против евреев, как предсказал Шемуэль, и армия Шаула полностью погибла. Собственные сыновья Шаула – Ионатан, Авинадав и Малкишуа – были также убиты. Многие бежали с поля боя. Шаул был тяжело ранен вражескими стрелками. Затем, потеряв всякую надежду спастись и ужасаясь мысли попасть в руки врагов-язычников, он велел своему оруженосцу прикончить его. Но тот не решился поднять руку на помазанника Б-жьего и осмелился на этог раз ослушаться царя. Поэтому Шаул упал на свой меч, чтобы убить себя. Но, поскольку рана оказалась не смертельной, он попросил одного амалейкита, случайно оказавшегося поблизости, чтобы он пронзил его своим мечом, и этот чужестранец, видя, что царь все равно не выживет, исполнил его просьбу. Оруженосец Шаула, не желая пережить своего несчастного царя, тоже покончил жизнь самоубийством. Тогда Пелиштимляне заняли без боя много еврейских городов, брошенных бежавшими в панике обитателями. На следующий день Пелиштимляне вернулись на поле боя, чтобы раздеть убитых. Когда они обнаружили среди павших воинов царя и его трех сыновей, они испустили дикий вопль радости, отрубили голову Шаула и забрали личное его оружие, которое они послали в свою страну, чтобы хранить в главном храме Аштарот. Тела же Шаула и его сыновей они повесили на стене города Бет-Шана, расположенного на реке Иарден против земли Гил’адской. Однако мужественные жители Явеша сняли тела со стены, доставили в свой город и похоронили под дубом. Весь народ постился после этого семь дней.
ДАВИД ОПЛАКИВАЕТ ШАУЛА И ИОНАТАНА
Давид был в Циклаге, уверенный, что великие герои Исраеля Шаул и Ионатан вновь с Б-жьей помощью одолеют врага. Но вскоре он был потрясен горем. В смятении прибежал гонец в окровавленной одежде и с покрытой пеплом головой. В руках его были царская корона и запястья, которые он положил перед Давидом со знаками величайшего почтения. Затем он рассказал о поражении Исраельтян и о смерти Шаула и его сыновей. У евреев в Циклаге воцарились горе и печаль. Все порвали на себе свои одежды и воздержались в этот день от пищи.
Давид искренне оплакивал смерть Шаула и Ионатана и поражение Исраеля. В элегии, написанной им на смерть царственных героев, Давид выразил свою глубокую любовь к Шаулу и Ионатану и искреннюю боль, которую причинила ему постигшая Исраель ужасная катастрофа:
«Краса твоя, о, Исраель, поражена на высотах твоих!
Как пали герои!
Не рассказывайте в Гате,
Не возвещайте на улицах Ашкелона,
Чтобы не радовались дочери Пелиштимлян,
Чтобы не торжествовали дочери язычников!
Горы Гильбоа!
Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас,
И да не будет на вас полей для приношений первых
плодов;
Ибо там повержен щит героев,
Щит Шаула, как бы не был он помазан елеем.
Без крови раненых, без тука сильных,
Лук Ионатана не возвращался назад.
И меч Шаула не возвращался даром.
Шаул и Ионатан, исполненные любви и приятные
в жизни своей,
Не разлучились и в смерти своей.
Быстрее орлов, сильнее львов они были.
Дочери Исраельские! Плачьте о Шауле!
Который одевал вас в багряницу с украшениями;
И доставлял на одежды ваши золотые уборы.
Как пали герои на брани!
Сражен Ионатан на высотах твоих!
Скорблю о тебе, брат мой Ионатан!
Ты был очень дорог для меня!
Как пали герои!»
Шаул, первый еврейский царь, оставил после себя только одного сына, Ишбошета, которому при смерти Шаула исполнилось сорок лет. Ионатан тоже оставил сына, Мефивошета, которому в то время было пять лет. Когда пришло горестное известие с поля боя на Гильбоа, его няня, встревоженная, пыталась бежать с ребенком, он упал и остался на всю жизнь хромым.