СВЕДЕНИЕ СТАРЫХ СЧЕТОВ
После великой победы над Пелиштимлянами Шаул обратил свое внимание на другие племена, мешавшие еврейскому народу вести нормальный и мирный образ жизни. Постепенно он наладил отношения с Моавом, Аммоном, Эдомом и другими народами.
Однажды к царю явился Шемуэль с требованием от Б-га начать войну против Амалейка и полностью его истребить. Когда евреи блуждали по пустыне на пути из Египта, Амалейк без всякого повода напал на них и причинил им неимоверные страдания. Боясь напасть на евреев открыто, Амалейкиты ухитрялись то тут, то там пробраться и нанести удар в самые слабые и менее защищенные места колонн на походе. Поэтому Б-г приказал, чтобы Амалейк был истреблен после того, как Исраель осядет на своей земле.
Теперь, наконец, пришло это время. Шаулу было сказано, чтобы он не проявил ни малейшей жалости. Ничего не должно было остаться от всего народа и его достояния, ибо, до тех пор пока останется в живых кто либо из Амалейкитов, у Исраеля не будет мира. Амалейк – это олицетворение самого зла.
Шаул выступил с армией в двести тысяч человек и встретил противника в долине около его столицы. После жестокого сражения армия Амалейка была уничтожена и жители города истреблены. Никто не спасся живым, за исключением царя Агага, которого Шаул пожалел. Шаул также разрешил евреям завладеть отборным скотом противника. Неуместная жалость Шаула оказалась для него роковой.
ШЕМУЭЛЬ ПОРИЦАЕТ ШАУЛА
Когда Шемуэлю было сообщено Б-гом о неповиновении Шаула, он тут же выступил, чтобы встретить Шаула в Гилгале. Не сознавая, что его жалость и великодушие противоречат Б-жескому повелению, Шаул пошел навстречу пророку, приветствуя его словами: «Благословен ты у Превечного; я исполнил слово Превечного». В ответ на это Шемуэль пожелал узнать, почему были пощажены Агаг и его скотина. Шаул пытался оправдать свои действия тем, что он это сделал под влиянием выраженного его людьми настоятельного требования пощадить Агага и не допустить уничтожения такого множества добра.
Но Шемуэль неумолимо указал Шаулу на тяжесть вины его неповиновения: он ведь получил точное Б-жье повеление полностью истребить Амалейкитов вместе с их добром; он, оказывается, свои собственные соображения предпочел Б-жеской воле; он, таким образом, совершил непростительный грех. Опять Шаул смиренно возражал, что народ пощадил волов и овец с единственной целью принести их в жертву Б-гу. Пророк прервал его и строго сказал:
«Хотя ты и был малым в глазах твоих, ты был поставлен главою колен Исраелевых… Зачем ты не послушал гласа Превечного, и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Превечного?
Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Превечному, как послушание гласу Превечного?… Повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство! За то, что ты отверг слово Б-ra, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем».
Шаул признал, что он провинился, и просил Шемуэля молиться вместе с ним Превечному, чтобы он был прощен. Но пророк, непреклонный, отвернулся от него. Униженный, охваченный неимоверной болью и отчаянием, Шаул с мольбой ухватился за край одежды Ше-муэля, и она была разодрана. И Шемуэль сказал ему:
«Ныне отторг Превечный царство Исраельское от тебя, и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя».
Итак, хотя евреи и одержали общенародную победу, Шаул, оказавшийся слабохарактерным вождем, потерял право на престол. Шемуэль и Шаул разошлись, чтобы больше никогда уже не встретиться. Полный раскаяния, угрюмый, Шаул вернулся в свою столицу, чтобы размышлять над своим злым роком. Шемуэль же возвратился в Раму, где и он скорбел о трагической судьбе своего памазанника.