Рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе)
На второй год по исходу из Египта евреи возроптали, что хотят мяса. Всевышний повелел Моисею передать им, что в течение месяца у них будет столько мяса, что они начнут испытывать к нему отвращение. Моисей ответил: «Я нахожусь среди шестисот тысяч взрослых воинов, а Ты говоришь, что дашь им мяса на месяц. Даже если мелкий и крупный скот зарезать для них, найдется ли им достаточно? Даже если всех рыб морских собрать для них, найдется ли им достаточно?» В конце главы рассказывается о том, что Всевышний ветром пригнал перепелов, и евреи ели их мясо вместо мяса скота. Затем Всевышний поразил многих из тех, кто роптал против Него.
Почему Моше говорит: «Даже если собрать всех морских рыб…»1 – ведь у него просили мясо, а о рыбе вообще речи не было?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на то, что ранее Моше сказал: «Откуда у меня мясо?»2 Моше находился на таком высоком духовном уровне, что для него невозможно было спуститься на духовную ступень, где жизненную энергию получают из мяса. Мясо огрубляет. Поэтому невеждам запрещено есть мясо3, ибо только знаток Торы может духовно возвысить его4. Однако Моше достиг настолько возвышенной ступени духовности, что для него даже такая духовная высота, считалась бы шагом вниз. Таким образом, его слова «я нахожусь среди шестисот тысяч взрослых воинов, а Ты говоришь, что дашь им мяса» означают следующее: я – духовный уровень Моше – нахожусь среди евреев, как же Ты говоришь, чтобы я давал им мясо? «Если зарезать для них мелкий и крупный скот, найдется ли им достаточно?» – ведь духовная суть крупного ли, мелкого ли скота найдет их, и, преследуя, настигнет их и потянет вниз, и упадут они с уровня Моше.
И далее Моше говорит: «Даже если собрать всех морских рыб…» – по следующей причине. Все, что есть на суше, имеет аналог в морях5. В реальности моря мясо – это рыба. Однако понятие моря ассоциируется с миром сокрытия, а понятие суши – с миром раскрытия6. Так вот, огромный спуск вниз до уровня мира раскрытия – чтобы быть в состоянии есть мясо животных, живущих на суше, и духовно возносить его, при этом не проваливаясь в материализм, – можно облегчить, предварительно спустившись в мир сокрытия, к которому относятся морские рыбы. С их помощью можно затем безопасно спуститься на более низкий уровень. (На этом основан еврейский обычай есть сначала рыбу, а потом – мясо.) Однако, для уровня Моше остается верным то же самое: «Даже если всех рыб морских собрать для них, найдется ли им достаточно?» – даже духовная суть рыб может утянуть вниз с уровня Моше.7
(Это можно объяснить в свете сказанного в другом месте о том, что Моше относится к душам мира Ацилут8 категории Адама, в отношении которого сказано: «Владычествуйте над рыбами морскими…»9. То есть он даже выше, чем возвышенные души, которые называются «рыбы морские»10 или «птицы небесные». Поэтому даже в том, что касается пищи, питание материальной рыбой или мясом представляет собой нисхождение на более низкий уровень для Моше, чей духовный уровень в высших мирах выше аспекта «морских рыб». Что же касается хлеба, то, хотя его уровень ниже уровня мяса, тем не менее, его духовный источник гораздо выше, как об этом говорится в объяснении стиха «два хлеба на двух ягнятах»11. Поэтому библейская заповедь произносить благословение после еды относится только к хлебу. И не случайно ман, который называется «пища мудрости» (Зогар, глава Бешалах, 62а) нисходил только в заслугу Моше12.)13
Однако Всевышний пригнал ветром перепелов. Поскольку птицы находятся на более высоком уровне, чем мясо скота. Духовный источник скота – «лик быка» в Колеснице, а духовный источник птиц – крувим14. Кроме того, эти перепелки были весьма жирны, и, как написано в Талмуде, их жир пропитывал двенадцать хлебов15. Ибо красное мясо ассоциируется с атрибутом суровости (Гвура), а белый жир – с атрибутом доброты (Хесед)16.
Перевод и комментарии Якова Ханина.
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.
ПРИМЕЧАНИЯ | |
1. | Пятикнижие, книга Бемидбар, 11:22. |
2. | Там же, 11:13. |
3. | Талмуд, трактат Псахим, 49б. |
4. | Буквальный смысл запрета состоит в том, что невежда не может исполнить все законы, связанные с приготовлением мяса. Хасидское учение объясняет, что в процессе еды задача еврея – духовно возвысить поглощаемую пищу, вознести ее к святости. Физический аспект мяса настолько силен, что вознести его может только тот, кто благодаря изучению Торы достиг высокого духовного уровня. |
5. | Трактат Хулин, 123б. |
6. | Мир Сокрытия – алма деиткасья – духовный мир, непосредственно связанный с Творцом. Творения в этом мире, в отличие от мира Раскрытия – алма деитгалья – не ощущают себя как нечто отдельное от Творца. В то же самое время мир сокрытия недоступен непосредственному постижению из мира раскрытия. |
7. | Таким образом вопрос Моше состоит в следующем. Духовный уровень Моше существенно превосходит мир сокрытия и тем более мир раскрытия. Учитывая, что этот уровень Моше в данный момент пребывает среди народа Израиля, привести евреев на уровень морских рыб – мира сокрытия, – не говоря уже об уровне мяса скота – мира раскрытия, – означает опустить их на более низкий уровень. |
8. | Творение мироздания осуществляется Всевышним посредством ишталшелут – системы последовательных сжатий изначального первичного Б-жественного света. Результатом каждого сжатия является определенный мир. Самый высший из миров – мир эманации Ацилут, за которым следуют мир создания Брия, мир формации Йецира, и самый нижний – мир действия Асия. |
9. | Пятикнижие, книга Берейшит, 1:28. |
10. | Алтер Ребе в маамаре «Левиафан» (Ликутей Тора, гл. Шмини) объясняет, что есть праведники, уподобленные быкам, чья основная духовная задача– приносить свет Всевышнего в физический мир посредством исполнения заповедей, связанных с физическими действиями. Праведники, уподобленные рыбам, находятся на более высоком уровне (Зогар, ч. 3, 187б) и способны привлекать свет Всевышнего в физический мир посредством изучения Торы. |
11. | Пятикнижие, книга Вайикра, 23:20. Согласно учению хасидизма, тот факт, что во время жертвоприношения первых плодов следует возлагать хлеба поверх ягнят, указывает на то, что духовный источник хлеба возвышенней, чем мясо. |
12. | Ман в Торе называется «хлеб». Все духовные и физический миры сотворены посредством десяти атрибутов: Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание), Хесед (доброта), Гвура (суровость), Тиферет (красота), Нецах (победа), Од (признание), Йесод (основание) и Малхут (царство). Моше ассоциируется с уровнем Хохма, а праведники, которые называются «рыбы морские» – с уровнем Бина. |
13. | Комментарий Цемах Цедека. |
14. | В видении пророка Йехезкеля (стих 1:10) рассказывается о четырех ангелах с ликами животных, несущих Б-жественную колесницу. Крувим – ангелы еще более высокого уровня. |
15. | Трактат Йома, 75б. То, что мясо перепелов клали поверх хлеба, указывает на его более высокий духовный уровень. |
16. | Требование евреев о мясе выражало жестокую неблагодарность по отношению к Творцу. Если бы Всевышний выполнил это требование буквально, дав евреям мясо скота, последовавшее за тем наказание могло оказаться невыносимым, поскольку духовный источник мяса скота коренится в Гвуре – атрибуте суровости, на что указывает его красный цвет. Заменив его жирным мясом перепелов, духовный источник которого в Хесед – атрибуте доброты, на что указывает его белый цвет, – Всевышний привел к смягчению наказания. |