Home Традиции Азбука Машиаха

Азбука Машиаха

by admin
0 comment

«Когда будешь ты проводить всеобщий подсчет (תשא: дословно – «возносить головы») сынов Израиля,.. то вот что дадут они: каждый проходящий подсчет – половину шекеля – приношение Б-гу» – так начинается глава «Ки-Тиса». В ней мы находим ряд тем, совершенно на первый взгляд несвязанных друг с другом, а часто даже противоречащих одна другой. Рассказ о первых скрижалях, начертанных самим Всевышним, рассказ о поклонении Золотому тельцу и о том, что скрижали были разбиты, и, наконец, о вторых скрижалях, сделанных руками Моше. И все это – под названием «Ки-Тиса», указывающим на то, что Израиль «поднимает голову» и сам духовно растет.

ТАЙНЫ БУКВ

Резюме всей еврейской истории можно выразить тремя первыми буквами Священного алфавита: א ,ב ,ג.

Прежде всего, есть Б-жественный план Вселенной – Тора, в раскрытии которой – цель творения. Намеком на этот этап служит буква א (алеф) – первая буква Десяти заповедей, ведь именно с них началось знакомство нашего народа с Книгой Книг: «אנכי ה’ – Я Б-г».

Затем — Сотворение мира, в котором и осуществляются указания Торы, ведущие к достижению цели творения. Это – второй этап, на него намекает буква ב (бет) – первая буква в рассказе Торы о сотворении мира: «בראשית – В начале». На этом этапе существует возможность возникновения отрицательных ситуаций (например, нарушение желания Творца, т.е. грех), однако в соответствии с волей Всевышнего именно при таком положении вещей и в таких условиях мы должны действовать и продвигаться вперед.

И в конечном счете, мир достигает полного совершенства с приходом Машиаха, и намек на это содержится в букве ג (гимел), первой букве слова גאולה – «Освобождение».

Особенность главы «Ки-Тиса» в том, что в ней переданы все эти три этапа в миниатюре.

ГЛАВА – МОДЕЛЬ

Сначала в ней рассказывается о первых скрижалях, на которых высечены Десять заповедей, – это алеф, основа и начало всего. Грех поклонения Золотому тельцу соответствует второму этапу, этапу колоссального падения – были разбиты скрижали! Но цель Творца заключается в том, чтобы любое падение использовать как трамплин для нового, еще большего восхождения. Так и стало: на смену разбитым пришли вторые скрижали – их сделал не Всевышний, а человек (Моше), представитель сотворенного мира.

Высочайший свет первых скрижалей не мог быть органично воспринят материальным миром (поэтому-то они и были разбиты), но стоило людям, «внизу», пробудиться в раскаяньи, и произошло возвышение самой материи до уровня святости. Подобные изменения – это параллель третьего, мессианчкого этапа еврейской истории.

Все эти три этапа являются частью одного и того же процесса, и каждый из них способствует завершению предыдущего и продвижению вперед. Внешне одно, казалось бы, препятствует другому, но на самом деле это позитивный элемент развития, предначертанного Всевышним на пути к Геуле. Это выражается и в названии главы – «Ки-Тиса», в нем подчеркивается: то, что на первый взгляд кажется падением, также включено в процесс возвышения, взлета сынов Израиля.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

Эти три этапа – также своеобразный код ежедневного служения Всевышнему каждого еврея.

Пробудившись утром, еврей сразу же произносит «Благодарю Тебя, Всевышний…», так как «алеф», начальный этап в служении еврея – это самоустраненность и благодарность Всевышнему. Когда же еврей развил и расширил этот «алеф» изучением Торы и молитвой, он выходит из синагоги и идет на работу или приступает к домашним делам, – это его служение в мире, там, где он в основном находится в течение дня. Но он делает это таким образом, чтобы произнесенное утром «Благодарю Тебя» пронизывало все детали его служения в делах этого мира. После этого наступает время прихода буквы «гимел» – завершение и доведение до совершенства его дневного служения. Оно кончается отчетом в поступках этого дня и вручением души Всевышнему перед сном со словами: «Тебе я вручаю душу свою».

В более широком смысле эти три этапа, аспекта служения Творцу соответствуют этапам всей жизни еврея, а также этапам служения еврейского народа на протяжении всех поколений.

И именно на наше поколение возложено выполнение основной цели: сделать все, что в наших силах, чтобы на деле осуществился этап «гимел» – истинное и полное Избавление в видимой, реальной действительности.

(По материалам беседы в субботу главы «Ки-Тиса» 5752 (1992) г. Обработка и изложения р-на Якова Байтмана)

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

Возможно вам понравится