В связи с выходом нашумевшей премьеры голливудского фильма «Исход цари и боги», вызвавшим множество вопросов, не только среди евреев, но также и среди представителей других народов, появилась объективная необходимость разъяснить, что же все-таки представлял собой Исход, описанный в первоисточнике – Торе.
В первую очередь, необходимо отметить, что глубина данной тематики никак не может быть полностью раскрыта за 150 минут фильма или в одной небольшой статье, тем не менее мы постараемся коснуться основных событий, которые уже несколько десятков поколений находятся на слуху и вызывают обсуждения, споры, дискуссии.
Жанр, в котором снят данный фильм называется пеплум (от англ.- «меч и сандалии»), данный формат исторического кино, характеризуется следующими признаками: использование античных или библейских сюжетов; большая продолжительность фильма; масштабность: батальные сцены, панорамная съёмка и огромное количество массовки. Несмотря на историчность сюжета, в фильмах могут присутствовать значительные расхождения с историей в угоду зрелищности; не всегда ставится задача достоверного воссоздания исторических событий.
Другими словами, Ридли Скотт и группа сценаристов и не претендовали, а в умении красиво снимать картины в Голливуде, сомнений ни у кого не возникало. Что мы и могли увидеть на экранах: достоверность была принесена в жертву зрелищности.
Нисколько не умаляя талант и профессионализм сценаристов, режиссера и актерского состава, всё же хотелось бы полюбопытствовать, как люди с мировыми именами и огромным опытом за плечами не изучили тематику максимально, чтобы хотя бы на небольшую долю, но передать суть, раз уже посягнули на высокие материи. Очевидно, творческая коллегия имела целью попытаться объяснить событие имевшее место более 3000 лет назад, рационально, с позиции науки или причинно-следственной связи, однако здесь они не учли, что 10 казней, настигнувших египтян имели природу, противоречащую законам физики и логики. Для нас в этом нет ничего удивительного, мы знаем, что Вс-вышний не ограничен природой и для Него нет ничего невозможного.
Перечислим все десять казней, посланных Б-гом на Египет, в том порядке, каком они были даны: кровь, жабы, мошки, дикие звери, мор скота, проказа, град, саранча, тьма, поражение первенцев. Уже на данном этапе, мы видим несоответствие фильма, однако несколько по-детски безответственно было не показать седьмую казнь вовсе, — казнь градом, который заключал огонь, горевший внутри льда. Огромные градины разбиваясь о землю высвобождали пламя, которое сжигал за собой все. И это как раз тот случай, когда зрелищность сюжета принесли в жертву неспособности логически объяснить данное явление, и не мудрено ведь здесь не подходят стандартные объяснения, вроде тех, что ветер неделю дул с большой силой и принес с собой саранчу, а потом неугомонный ветер переключил свое внимание на море. Как принято говорить в таких случаях: «хорошая попытка», Ридли.
Не смотря на грубость допущенных ошибок и искажений, все они меркнут перед тем фактом, что Вс-вышний представлен в образе ребенка. Сказать, что это фатальная ошибка – ничего не сказать, так как это недопустимо и в корне неверно. Иудаизм запрещает любые изображения Б -га, а также представление Его в любом образе. Первые две Заповеди данные Б-гом звучат так: «Я — Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской из дома рабства» и «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им», что подразумевает запрет на веру во что-либо или в кого-либо, кроме Единого Б-га, тем более любые изображения, изваяние запрещены.
Не учесть данный факт в такой масштабной картине было несколько непрофессионально, с позиции сценаристов. Сказать, что такое отношение к работе — это дилетантство, наверное, для именитого режиссера было бы грубо, однако касаясь тем Священного Писания необходимо быть точным, хотя бы в базовых, основных моментах, на которых строится суть целой религии, проповедующей Единство Творца. Справедливости ради, следует отметить игру актерского состава, спецэффекты, но это как раз стихия Голливуда, то, что называется в народе: могу, умею, практикую.
Однако в любой ситуации есть и свои плюсы, киноиндустрия – это мощный инструмент, способный затронуть широкий круг людей разных взглядов, возрастов, образа мысли. Что, собственно и произошло, и приятно удивило.
С вопросами не только по данному фильму, но и по иудаизму в целом к главному раввину СКФО — Леви Шабаеву обратились ученики общеобразовательной школы «Успех», 6 и 3 классов братья Куашевы Султан и Бетал. Любознательные и не по возрасту рассудительные мальчики задались очень глубокими вопросами, как например, что было написано на Скрижали Завета, который получил Моше от Вс-вышнего на горе Синай, что означает суббота для евреев и как ее соблюдают, как воспитывают детей, как исполняют заповеди, какие есть запреты, образ жизни евреев. Конечно, вся эта информация имеется в свободном доступе во всемирной сети интернет, однако живую беседу вряд ли можно сравнить с любым текстом, даже написанным простым языком.
Согласитесь, такие вопросы для ребят 12 и 10 лет — это признак не только высокого интеллектуального уровня, но и признак достойного воспитания и правильного подхода к постижению важных жизненных аспектов. В свою очередь, мама мальчишек – Фариза любезно согласилась рассказать об их визите в синагогу и общении с раввином.
Элия: Расскажите, пожалуйста, как у ребят возник интерес обратиться к первоисточнику, это было навеяно фильмом?
Фариза: Интерес к еврейской культуре у них возник задолго до просмотра фильма. Они наслышаны о том, что до того, как евреи начали уезжать в Израиль, со времен тогдашнего СССР, в семье было много друзей среди евреев, они и сейчас есть, слышали разговоры и интерес сформировался уже тогда, но больше академический. И тут фильм «Исход». Что собой представляет, какая тематика? — значит мы обязательно пошли и посмотрели. Сразу посыпалось множество вопросов в духе: почему так и как написано в первоисточнике. И мы решили обратиться в синагогу, непосредственно к раввину.
Элия: Вызвало ли у них чувство резонанса факт изображения Вс-вышнего в образе ребенка?
Фариза: Этого момента у них даже не возникало. Для них Б-г – Тот, Кого не видеть, не определять пол Ему, не пытаться понять, не определять возраст – нельзя. Сейчас для них я не конкретизирую моменты наказания или еще чего-то, а с детства учила именно не пытаться для себя определять и рисовать образ ни мужчины, ни мальчика, ни старика. Поэтому они снисходительно отнеслись, что показали маленького мальчика. Дома обсуждалось, что Б-г это огромная всеобъемлющая сила и в основном любовь.
Элия: Были ли удовлетворены интересующие Вас вопросы?
Фариза: Конечно. Нам Леви ответил сразу на все вопросы и многие из них предвосхитил, рассказав о событиях Исхода. Более того, сверх любопытства нашего, дал информацию, которая оказалась очень интересной, очень познавательной, особенно для мальчишек.
Элия: То, что Вы услышали повлияло на Ваше восприятие, что-то изменилось после беседы?
Фариза: Вы знаете, да. Мы услышали много полезной информации относительно семьи и взаимоотношений внутри нее, по поводу воспитания и возникла какая-то общность, единение. Если, например, раньше бывало такое что кто-то быстро перекусит и занимается дальше своими делами, потом другой придет поест, то теперь это у нас семейная трапеза, все контролируют, чтобы вместе быть за столом, сказать «спасибо», сказать «пожалуйста». Я считаю, в плане воспитания наш поход и то, что раввин Леви рассказал, очень хорошо повлияли, возник «пунктик» семьи и внутреннее ощущение единства.
Элия: Спасибо за интервью.
Остается поблагодарить Фаризу, за очевидный вклад в воспитание детей, а также ее сыновей Султана и Бетала, за тягу к знаниям, правильному подходу к пониманию незнакомой, новой для себя информации, не смотря на юный возраст.
В завершении хотелось бы сказать, невзирая на то, что нам показывают с экрана, будь то кинотеатр, телевиденье, другие источники, — необходимо найти объективный взгляд, раскрывающий суть, интересующего Вас вопроса.
Газета ЕСК (Выпуск №1, стр. 6)
Элия Дигилова