Кажется, сегодня мы ощущаем на себе последствия переходного периода, трансформации и перемен намного сильнее чем когда бы то ни было. Во времена наших отцов и дедов для явных перемен нужны были десятилетия, порой века! Время текло куда медленней. А теперь мы живем в ускоренном темпе: события двухлетней давности сегодня кажутся уже древней историей. Отчасти такое явление объясняется прогрессом техники. И все же это только внешний фактор, существуют и более глубокие причины.
Изменения, сопутствующие росту и развитию, органичны самому определению «осмысленная жизнь». Эти изменения не только нужны нам: ими наша жизнь обусловлена.
Тем не менее переходный период может казаться пугающим, в то время как статус-кво (положение, существующее в какой-то определенный момент) создает иллюзию безопасности, иллюзию, что мы заранее знаем о завтрашнем дне, знаем, что он принесет. Когда же начинается движение – изменяются желания и эмоции, все наши иллюзии и убеждения (верования) могут вмиг рухнуть.
Во всяком процессе изменений существует момент – и он непредсказуем – между данной стадией и последующей, его кажущаяся пустота таит в себе неограниченный потенциал. Этот небольшой отрезок времени сопряжен с большим риском, ибо за этот период может произойти что угодно. В каких-то нескольких секундах заключены и «да», и «нет», атака и отступление, даже жизнь и смерть. Это момент подлинной свободы человека, момент, когда он может сделать выбор, когда свобода воли из красивой фразы может превратиться во что-то куда более существенное.
Раскаяние – точно такой же переходный момент, когда человек вдруг видит что-то в новом свете. Оно начинается с размышлений и переживаний, но первое внешнее проявление – слова… Это молитвы, произносимые в Рош а-Шона, Йом Кипур и Десять дней раскаяния.
Духовно мы сознаем могущество Б-жественных слов, ибо словом был создан мир. Тора говорит нам, что именно путем слияния особых звуков было достигнуто реальное земное существование. И хотя наши слова – это только человеческая речь, не более, но и через них могут осуществляться подлинные изменения в духовной сфере.
Слова открывают доступ в пустоту, в ничто, таящее в себе возможность всего, через них мы можем преобразовать себя и таким образом весь мир.
Момент раскаяния полон смятения, страха – так и должно быть. Всемогущий, создавая мир, предусмотрел возможность его изменения. Не случайно Он дал нам способность, желание, мужество, даже безумие, необходимые, чтобы шагнуть в пустоту, – совершить прыжок в великую неизвестность и осуществить изменения.
Хотя все Б-жьи творения – результат Его слова, только людям дана способность при помощи слов и действий преображать мир, совершенствовать его. Таким путем мы совместно с Б-гом можем участвовать в непрерывном процессе сотворения мира.
Рав Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц)