ПОМАЗАНИЕ ЕУ
В это время Элиша послал молодого пророка Иону в Рамот-Гил’ад, чтобы тайно помазать очередным царем на трон Исраеля командующего еврейскими армиями Еу. Иона поспешил в Рамот-Гил’ад, где он нашел Еу в кругу своих военачальников. Иона вызвал этого молодого воина и, войдя с ним в одно из внутренних помещений, вынул чашу с елеем и помазал нового царя. При этом пророк произнес свое пророчество: «Так говорит Превечный, Б-г Исраеля: Помазаю тебя в царя над народом Превечного, над Исраелем. И ты истребишь дом Ах’ава, господина твоего, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих пророков, и за кровь всех рабов Б-жьих, павших от руки Изевели. И погибнет весь дом Ах’ава…».
Выполнив свою задачу, Иона сразу же удалился, в точности следуя указаниям Элиши.
Когда изумленный Еу появился из внутреннего помещения, военачальники и старейшины Исраеля пожелали узнать, какие новости сообщил ему пророк. Еу рассказал им, что он был помазан на царство Исраельское, и ему было приказано истребить дом Ах’ава. Сразу же старейшины народа и вся армия затрубили в рога и закричали: «Воцарился Еу! Да здравствует царь ЕуЬ.
Еу приказал оставаться всем на местах и не сообщить царю Иораму о случившемся. Он взял с собою группу люей, перешел Иарден и с наибольшей быстротой поспешил в Изреел.
Стоявший на башне городской страж заметил быстро приближающуюся группу людей и сообщил царю. Иорам выслал им навстречу верхового спросить Еу о причине такого внезапного появления. Посыльный встретил Еу и спросил: «С миром ли?». Ответ Еу был: «Что тебе до мира? Поезжай за мной».
Городской страж крикнул, что посыльный не возвращается. Был выслан другой вестовой, который также был задержан Еу.
КОНЕЦ ИОРАМА
Иорам встревожился и потребовал свою колесницу. Хотя он был болен, он тем не менее выехал навстречу Еу в сопровождении своего племянника Ахазьи, который ехал отдельно в своей колеснице. Иорам встретил Еу около поля Навота.
«С миром ли Еу?», спросил царь Иорам.
«Какой мир может быть до тех пор, пока матери твоей дозволено продолжать делать свои бесстыдные дела и колдовства?», воскликнул в ответ Еу.
«Измена!», крикнул Иорам, и поворотил и помчался назад. Но тут его сердце пронзила хорошо нацеленная стрела, пущенная Еу, и царь упал замертво.
«Бросьте тело на поле Навота!», приказал Еу своему ад’ютанту Бидкару. И смерть Навота, невинно замученного отцом Иорама, была вновь отомщена.
Ахазья, царь Иеудеи, присутствовавший при убийстве своего дяди, не терял времени, желая спастись бегством. Однако и он был смертельно ранен в своей колеснице, и хотя он не прекратил бегство, он упал замертво около Мегиддо. Его тело было затем перевезено в Иерушалаим, где оно было похоронено в гробнице царей дома Давидова. Ахазья, внук Ах’ава со стороны матери, разделил, таким образом, судьбу, постигшую всех остальных членов проклятой семьи Ах’ава, который сам, однако, был избавлен от постигшего их посмертного позора.
КОНЕЦ ИЗЕВЕЛИ
Но задача Еу не была еще полностью выполнена. Он отправился во дворец Иорама в Изрееле, где нарумяненное лицо обреченной царицы Изевели, выглянувшей в окно, приветствовало Еу с издевкой: «Привет тебе, Зимри, убийца государя своего». Она вызывающе хотела напомнить Еу судьбу Зимри, военачальника, убившего царя Эйлу и в свою очередь убитого после семи дней царствования.
Не обращая внимания на ее оскорбления, Еу крикнул дворцовым слугм: «Выбросьте ее!».
Тут же Изевель была убита и растоптана конями, и ее кровь брызнула на стены дворца.
Еу вошел во дворец, а затем послал слуг похоронить царицу. «Она все же царская дочь!», сказал он. Но слуги вернулись со словами: «От ее тела ничего не осталось, кроме черепа, ног, и кистей рук!». Еу, в благоговейном ужасе вскрикнул: «Исполнились вещие слова Элияу из Тишби! Он ведь сказал: На поле Изреельском съедят псы тело Изевели!».
В столице Шомроне было еще много потомков дома Ах ава, включая семьдесят сыновей Ах’ава. Еу обратился к старейшинам Шомрона с предложением избрать царя из среды семидесяти принцев, если он, Еу, им не угоден. Зная, как легко Еу расправился с обоими царями, старейшины решили лучше подчиниться Еу, обрекая всех семьдесят сыновей Ах’ава на смерть.
Теперь уже не осталось никого больше из царского дома Ах’ава, за исключением Атальи, матери Ахазьи, царя Иеудейского. В течение некоторого времени ей удалось укрепить свой трон в Иудее посредстовм террора, но в конце концов она была лишена престола и убита. Таким образом, семья Ах’ава была полностью истреблена, как и предсказали пророки Элияу и Элиша, за то, что Ах’ав и Изевель убили сотни истинных Б-жьих пророков и наполнили Святую Землю Исраеля идолами, портивно всем заветам Б-жьим.