Home Наша история Яков Изакс — Наш народ. Книга Четвертая >87. Дом Иерав’ама

Яков Изакс — Наш народ. Книга Четвертая >87. Дом Иерав’ама

by admin
0 comment
ГРЕХОВНОСТЬ ИЕРАВ’АМА

После успешного восстания против Рехав’ама, преемника отца своего Шеломо, Иерав’ам сосредоточил все свое внимание на укрепление вновь образованного государства колен Исраелевых (называемого также «Царством Эфраимовым» по имени колена Иерав’ама). Он укрепил Шхем и сделал этот город своей столицей, противопоставив его Иерушалаиму, где царствовал Рехав’ам над остальными двумя коленами – Иеуды и Биньямина. Но Иерав’ам знал, что верность евреев Иерушалаиму коренится не в политическом значении этого города, а в его святости, как местонахождение Святого Храма. Он, поэтому, решил придумать что-либо такое, чем можно было бы отвлечь внимание народа от духовного центра Иерушалаима и не допустить обычное паломничество в Иерушалаим трижды в году, как предписано в Святом Писании. Таким образом, политические соображения вынудили Иерав’ама полностью изменить самой сущности еврейской религии – вере в Б-га.

Первым делом Иерав’ама было установить египетский культ животных, с которым он ознакомился во время пребывания в Египте, когда он убежал от царя Шеломо. Он воздвиг храмы в Бейт-Эйле (на юге) и в Дане (на севере), в которых он поместил изображения золотых тельцов и приказал всем южанам и северянам паломничать к этим новым храмам, чтобы поклоняться идолам. Этим удалось Иерав’аму отменить длительное и утомительное паломничество, совершаемое ранее в Иерушалаим, заменив его более короткими путями к двум новым центрам поклонения идолам. Помимо этого, он соблазнил народные массы не верить в Б-га, назначая священниками не только людей из семьи Аарона, то есть из колена Леви, как это предписано Б-гом, но также из всех других колен. Иерав’ам сам служил в качестве первосвященника, когда он оставлял свою столицу, чтобы отправиться в Бейт-Эйл или в Дан. Он установил даже праздник подобный празднику Суккот (праздник Кущей), который праздновался в пятнадцатый день месяца Хешван, на месяц позже обычного времени. Урожденные Коаним и Левинм, верные высокому своему положению и ответственности, оставили царство Иерав’ама, чтобы жить в Иерушалаиме и в других частях Иеудеи. Вместе с ними ушли многие люди, сердца которых остались верными Б-гу их праотцов. Они очень способствовали усилению царства Рехав’ама.

ИЕРАВ’АМ И ИСТИННЫЙ ПРОРОК

Однажды, когда Иерав’ам в качестве первосвященника приносил жертву своим идолам в Бейт-Эйле, предстал перед алтарем Б-жий пророк из Иеудеи и воскликнул: «Жертвенник, жертвенник! так говорит Превечный: вот родится сын дому Давидову, имя ему Иошияу, и принесет на тебе в жертву ложных священников». В знамение того, что он был послан Б-гом, «жертвенник, по словам пророка, распадется, и пепел, который на нем, рассыплется».

Когда Иерав’ам услышал эти слова, он пришел в ярость. Он простер руку в сторону Б-жьего человека, приказывая своим слугам взять его, но когда он это сделал, его рука одеревенела и он не смог повернуть ее к себе. В это время жертвенник распался и пепел рассыпался, как предсказал пророк. Теперь Иерав’ам раскаялся и стал просить пророка, чтобы он молил Б-га за исцеление его руки. Б-жий человек исполнил его просьбу, и рука Иерав’ама стала здоровой попрежнему. Благодарный царь пригласил пророка к себе во дворец дабы он подкрепился пищею, но пророк отказался от этой чести, говоря, что Б-г ему приказал не есть хлеба и не пить воды, пока он выполняет святую миссию свою.

За этим необычайным эпизодом при праздничном торжестве в Бейт-Эйле последовал другой, не менее странный случай. В Бейт-Эйле проживал старик-пророк, сын которого присутствовал на утреннем торжестве у жертвенника, и он рассказал отцу об удивительном происшествии, свидетелем которого он был. Желая видеть и проверить пророка Б-жьего, старик сел на осла и вскоре нагнал странника. Пророк из Иеудеи вначале отклонил приглашение старика вернуться и откушать с ним хлеба, но в конце концов он дал уговорить себя, когда старик сказал ему, что он получил Б-жье послание оказать странствующему пророку гостеприимство. После обеда старик оседлал осла для пророка, и последний пустился в путь обратно в Иеудею. Наказание за ослушание Б-га настигло его скоро. По дороге встретил его лев и убил, не тронув тело и не причинив вреда ослу. Вскоре путешественники рассказали о странном видении на дороге, – около мертвого тела стоят спокойно рядом лев и осел! Старик-пророк сразу догадался, что случилось. Он доставил тело погибшего в Бейт-Эйл и похоронил его.

Эти удивительные происшествия произвели большое впечатление на всех в Исраеле, но не на Иерав’ама. Он вскоре забыл и сами эти случаи, и произнесенные пророком предупреждения. Он продолжал распространять идолопоклонство в своем царстве, как он это делал и раньше. Теперь он своей столицей сделал город Тирцу.

ЦАРИЦА ПОСЕЩАЕТ ПРОРОКА АХИЮ

Вскоре после этого серьзно заболел сын Иерав’ама. Царь сказал жене, чтобы она переоделась и пошла в Шило к старому пророку Ахие, который предсказал ему его восхождение на трон Исраельский. Жене Иерав’ама следовало принести Ахие дары и спросить о судьбе больного ребенка.

Ахия был стар и слеп. Однако, как только царица вошла к нему, он сказал: «Войди, жена Иерав’ама! Для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Вернись и скажи Иерав’аму: Так говорит Б-г Исраеля: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Исраеля; и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем, делая только угодное перед очами Моими. Ты… сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня… За это Я наведу беды на дом твой.» Предсказав полное разрушение и истребление дома Иерав’ама и восхождение на трон Исраельский царей другой династии, старый пророк отослал царицу домой. Последними словами пророка были: «Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя».

Царица поспешила назад к своему больному ребенку во дворец в Тирцу, и как только она вошла в ворота города, ребенок умер.

Но и это не повлияло на пути поведения Иерав’ама. Он придерживался идолопоклонства до самой своей смерти, которая последовала на двадцать втором году его царствования над Исраелем.

КРАТКОВРЕМЕННОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ НАДАВА

Иерав’аму унаследовал его сын Надав, второй царь царства Исраельского. Надав следовал по стопам отца и вел жизнь, противную желаниям Б-га. Наказание, объявленное Б-гом через Его пророка Ахии, вскоре настигло Надава. Во время нахождения на войне с Пелиштимлянами его военачальник Бааша, из колена Иссахара, предательски напал на него и убил, после чего объявил себя царем. Народ выразил Бааше доверие.

Возможно вам понравится