Из трудов рабби Менахем Менделя из Витебска
Обязан человек думать, что мир создан исключительно ради него. И все события, и даже их последовательность – все для него единственного. Буквально так! Ибо достаточно миру одного цадика, как написано в Притчах: «Цадик – основа мира». И как сказал рабби Шимон бен Йохай своему сыну: «Хватит миру нас с тобой». Ай! Где рабби Шимон с его сыном, и где мы! Но дело в том, что то, что мы знаем про цадиков, имеет к нам отношение. Того же, что к нам отношения не имеет, мы не знаем. Поэтому каждый обязан сказать: «Для меня сотворен мир!»
И если уж Творение – для одного единственного, то тем более то, что случится после, к добру или к злу. Поэтому, каждый должен знать, что именно он является причиной всего. И не только самих событий, но и их последовательности.
И не просто нужно верить в это, но чувствовать почками. Нужно отдавать себе отчет в своей приземленности, грубости, материальности, в неспособности мыслить в отрыве от земного. А в этом причина всех мировых событий – побудить человека вернуться к Б-гу. Вернуться всем сердцем. Чтобы наполнилась земля знанием Б-га.
И здесь нет разницы между мудрецом и невеждой, и даже самым последним рабом, ибо каждый своими грубыми поступками оскверняет духовное и, образно выражаясь, марает экскрементами святых ангелов. Он отделяет Б-га от физического мира, а ведь Б-г и мир – это одно. Но такой человек делает их раздельными. Делает так, что мир ощущает себя отдельной сущностью. В этом смысле и великий, и ничтожный — все, в соответствии со своим сознанием, «выталкивают» Б-га с земли на небо. То, что они выталкивают Б-га, и есть причина всех мировых катаклизмов.
Поэтому, что бы ни случилось в любой точке мира, обязан человек сказать: «Для меня…»
Но, с другой стороны, каждый может исправить все, что происходит где бы то ни было. Чем? Тем, что в самом себе соединит Б-га и физический мир.
Об этом есть история в книге Зоар. Как-то пришли к рабби Шимону просить дождя. И он сказал, что причина отсутствия дождей в том, что нет полноценного единства с Б-гом, единства «лицом к лицу». И говорится там, что не сдвинулся рабби Шимон со своего места, пока не создал это единство в себе (тем, что он стал един с Торой, а ведь Тора едина с Б-гом).
В чем же суть этого единства?
2
Суть его в том, что до греха Первый Человек и его жена были нагими и не стыдились, а после греха они узнали, что они наги, и Б-г сделал им одежды.
Дело в том, что про человека написано: «И стал человек душою живою». Объясняет Раши: «живее всех». Каббала же эти слова Раши «живее всех» объясняет таким образом, что в человеке есть от всех уровней материального и духовного. Поэтому в обнаженном теле нет ничего постыдного. Однако после греха, когда тело стало ощущать себя отдельной от души сущностью, они узнали, что они – голые, и появилась необходимость сделать им одежды.
Но тот, кто не грешит, и следит за своими поступками, воссоздает единство Б-га и мира, и не ведает он ни стыда, ни срама.
3
Таким образом, из всего, что происходит в мире, поймет человек, насколько он против Б-га. Ведь весь мир и все, что в нем происходит – ради него, и все события суть следствие поступков самого человека. И когда через это человек поймет, что именно в нем требует исправления, и повернется к Б-гу лицом, то тем самым он воссоздаст единство, которое описывается аллегорией «лицом к лицу».
Такой человек называется «цадик – основа мира», ибо он объединяет все уровни вместе, от самого нижнего до самого верхнего, и все их функционирование есть следствие его поведения. А еще он называется «Яков». Про это написано в книге Даниеля «бросишь истину на землю», что означает, что даже в земных делах такого человека будет светить истина, соединяющая их (земные дела) с самым верхом духовности. В этом смысл лестницы, которую Яков видел во сне.
А то, что наверху лестницы стоит Б-г, означает, что у такого человека нет ничего, кроме Б-га, и во всем мире есть только он и Б-г. Это также то, что написано «Б-г Авраама, Б-г Ицхака» – вместо этих имен можно подставить любое.
А слова «земля, на которой ты лежишь, тебе ее даю» (что, по словам Талмуда, означает, что Б-г сложил всю землю под него), означают, что весь мир функционирует в соответствии с его поведением.
4
Известно, что в книге Сефер-Йецира буквы названы «камнями», ибо из них строятся слова – дома для мыслей, как там и написано: «2 камня создают 2 дома, 3 камня – 6 домов». Также и Тора называется «скрижалями каменными». А еще человеческое естество называется «каменным сердцем».
Говорит мидраш: «придет камень (каменное сердце) и сохранит камень (Тору)». Однако сердечные камни многочисленны и разрозненны, а камень Торы – единый нераздельный монолит. Это простое единство неделимое на части, как и Б-г един с физическим миром.
Яков, наш праотец, взял «из камней того места» и положил «вокруг изголовья». Эта аллегория означает, что он поместил их «в сердце свое и в свой разум». Тогда «лежал он в этом месте» читается как «уложил их в это место», он соединил все буквы Святого Языка (которым Б-г сотворил мир, ведь Б-г сотворил мир речью), и создал из разрозненной множественности простое единство.
Так же и все события в мире, и все материальные объекты, даже недозволенные желания, приходящие к человеку со стороны, все это проистекает из семи дней Творения, когда единство Б-га, несмотря на только что созданный мир, не было еще нарушено. Поэтому, когда Яков проснулся, воскликнул: «Действительно! Есть Б-г в этом месте! А я и не знал… Как страшно это место! Не иначе, как оно – дом Б-га!»
Место – это весь мир. И то, что он понял, что все в мире едино с Б-гом, и есть то, что «взял он этот камень». «Камень» написано в единственном числе. Вначале он положил в изголовье «камни», а когда проснулся – это был «камень».
5
Время для таких размышлений – молитва. Нужно абстрагироваться от того, что молитва выглядит, как просьба об удовлетворении материальных потребностей, и думать о том, что она приводит к осознанию того, что все – это простое единство. Нужно подняться над множественностью природы.
И это то, что сказал Яков: «Если будет Б-г со мной…» (то есть «если будет Б-г со мной вместо природы»), – тогда «…и сохранит меня». И это означает «… и будет Б-г мне Вс-сильным». Все события в мире и все природные процессы проистекают из простого единства, и это все, чем мы можем описать Б-га, вечно благословенного и возвышенного. Амен!
Перевод Хаима Фильцера
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.