Пиявки ранее использовались для очистки крови или для успокоения «кипящей» крови (то есть для снижения кровяного давления). Найти их можно только летом, так как зимой они скрываются от холодов.
Реб Авраам-доктор (Он получил это прозвище, так как занимался врачеванием), один из хасидов Алтер Ребе, однажды пожаловался, что месяц Элул уже подходит к концу (то есть, лето закончилось, скоро Рош-Ашана), а он еще не заготовил пиявок. Сын Ребе, Дов-Бер (который позднее стал известен как Миттелер Ребе), бывший в то время ребенком, услышал слова реб Авраама. Когда он потом увидел, как несколько хасидов беседуют и смеются, то воскликнул: «Элул подходит к концу, а вы все еще не заготовили пиявок. Потому и смеетесь!» Сказал – и вышел из комнаты. Хасиды хорошо знали, что сын Ребе – не простой ребенок, и поэтому попытались истолковать его слова, будучи уверены в том, что он повторил услышанное от отца.
Прошло какое-то время, и эта история дошла до самого Алтер Ребе. Тогда выяснилось, что он никогда не говорил ничего подобного, и что эти слова были сказаны реб Авраамом-доктором без какого-либо скрытого подтекста. Алтер Ребе заявил: «Вот это и есть путь Баал Шем Това — все, что мы видим или слышим, должно быть использовано нами для служения Б-гу. Нам нужно тяжело трудиться, чтобы достичь такого уровня, но у наших детей это происходит само собой». И далее продолжил: «Я обещаю, что любой, кто будет следовать путем Баал Шем Това и будет использовать все материальное для служения Б-гу, получит с Небес «добрую искру», и эта искра будет помогать в служении Творцу ему и его потомству в грядущих поколениях».
Предыдущий Ребе, рабби Йосеф Ицхак, рассказавший эту историю, сказал в заключение: «В тот год в день праздника Рош-Ашана от слез молящихся, пролитых от размышлений над словами Миттелер Ребе, пол в синагоге был мокрым. А на Симхат-Тора хасиды порвали свои башмаки, отплясывая в радости, пробудившейся в них от обещания Алтер Ребе».