Существует в мире такой порядок, что иногда Всевышний дает пропитание (מפרנס) многим людям посредством одного человека, которого он выбирает для этой миссии (делая его ответственным за пропитание других). И таким образом Всевышний проверяет, испытывает этого человека предоставляя ему выбор: служить Творцу, распоряжаясь имуществом (которое он получил от Него в изобилии) по закону Торы, повелевающей помогать нуждающимся, или же — восставать против воли Творца не обращая внимания на нужды бедных и сохраняя все накопленное имущество только для себя и своей семьи.
Обогащая этого человека Всевышний использует это имущество как средство (сильнейшее средство) для его испытания и искушения (и это испытание для человека гораздо тяжелее, чем все другие: ведь тяжесть испытания пропорциональна силе искушения со стороны «йецер а-раа» — и, конечно же, вожделение и страсть к богатству, присущие «животной душе», чрезвычайно сильны, мешая человеку раскрыть руку помощи ближнему, призывая его копить имущество для себя)…
И этот человек, на которого Всевышний возложил ответственность за пропитание других евреев, если он глуп, может совершить три ошибки, а именно:
I. Ошибка первая: преумножая свое имущество этот человек не гнушается использовать неподобающие, нечестные и не достойные средства (которых Тора повелевает избегать), а, иногда, даже позволяет себе нарушать запреты Торы. И он не отдает себе отчета в том, что если бы он старался искать и пользовался средствами достойными и прямыми, разрешенными Торой — то, несомненно, достиг бы цели своих стремлений в полной мере, получив все, что Всевышний предназначил для него.
II. Ошибка вторая: он думает, что все имущество, находящееся в его распоряжении, дано ему только для него самого (и как следствие этого — что он скупится дать что-либо другому). И он не понимает, что все имущество, которым он владеет, подразделяется на три категории:
1. Средства на пропитание самого себя, т.е. средства достаточные только на удовлетворение материальных нужд своего тела. И эти средства обещаны Всевышним каждому творению, в котором есть дух жизни, на все дни его существования (т.е. человек в состоянии обеспечить себе средства для жизни, занимаясь какой-либо деятельностью, получая таким образом то, что ему обещано свыше). Однако эти средства не являются достаточными для пропитания его жены и детей (только самого себя).
2. Средства, дающиеся человеку на содержание других: жены, детей, слуг, работников и т.д. Эти средства не обещаны Всевышним каждому человеку. Далеко не все удостаиваются получить их — только избранные из всего народа, которые нашли милость в «глазах» Всевышнего, которых Он отличил от всех других по Своей мудрости. Т.е. Он находит в этих людях какие-то особые качества (по известным только Ему Одному критериям), позволяющие этим людям получить богатство от Всевышнего. И этим он делает их ответственными за пропитание других (как бы соучастниками, помощниками Творца в обеспечении пропитанием Его творений — каналами, через которые к ним поступают средства к существованию).
И эти средства человек получает в определенные периоды времени по желанию Творца в соответствии с определенным порядком, установленным Им в творении. Поэтому есть времена, когда богатство достижимо, и есть времена, когда его получить невозможно. И даже когда оно достижимо (для тех людей, которые Всевышний избрал, чтобы обогатить) — есть в этом перемены: иногда человек достигает богатства, а иногда может его лишиться (и все в соответствии с замыслом Творца).
3. Имущество в великом изобилии, которые не приносит какую-либо пользу (конкретную) их владельцу, т.е. у него нет необходимости в этом имуществе и капитале, он только накапливает его и хранит без всякого использования. И он хранит его до тех пор, пока не передаст ( по наследству) другим или потеряет его.
И владелец этого имущества данного ему сверх его собственных нужд (см. п. 2-3), если он глупец, считает (и в этом состоит его ошибка), что все это дано Всевышним только лишь для него одного (считает все это относящимся к первой категории — т.е. к средствам, дающимся Всевышним на удовлетворение материальных нужд своего тела (и своих желаний), как сказано выше). И поэтому он всеми силами стремится к нему, стараясь все больше и больше увеличить свое состояние. И он не берет во внимание, что может оказаться, что все свое имущество он накопил и хранил — не для себя, а для кого-то другого (как например может быть, что он внезапно умрет, и его жена, унаследовав все его имущество, выйдет замуж и ее сын от нового мужа унаследует все после нее (и ему то оно и было изначально предназначено свыше). И получается, что всю свою жизнь, спеша накопить это имущество (вовсе не для себя) и в погоне за ним прикладывая все свои силы — он бежал к «вратам смерти», приближая и ускоряя свой конец…;) или, может быть, все его имущество перейдет к тому, кто убьет его, или окажется в руках его заклятого врага…). Как бы то ни было — эта часть (большая часть) его имущества находится у него только на хранении (для кого-то).
III. Ошибка третья: Даже если он помогает другим евреям, отдавая им ту часть, которую Всевышний предназначил для них и вверил ему, сделав его ответственным за их пропитание. Однако он напоминает и подчеркивает им то добро, которое они от него получают, будто бы он является источником их пропитания давая им из того, что предназначено ему для него самого; и он желает, чтобы они благодарили и восхваляли его за это, и услужили ему в благодарность за его «доброту». И он гордится и превозносит себя над ними. И не считает нужным благодарить Всевышнего, который удостоил его по великой доброте Своей, быть Его посланником, приносящим добро другим евреям. Вместо этого он думает, что если бы он не давал им средства на пропитание и другие нужды, тогда бы они (эти средства) остались бы у него; и если не он — им не откуда было бы получить средства для жизни (и поэтому им полагается благодарить и восхвалять его за его благотворительность).
Однако он глубоко заблуждается: ведь на самом деле богатый человек представляет собой всего лишь «воронку»: если то, что через нее льют сверху, попадает в сосуд, подставленный снизу — тогда в нее продолжают лить и дальше; если же воронка закупорилась — в нее лить перестают, и хозяин берет другую воронку. (Так «Хозяин» — Всевышний, — пользуется «воронкой» — богатым, — чтобы наполнить «пустой сосуд» — бедного…)
И этот глупец — просто несчастный человек, который понапрасну проживает свою жизнь и все труды его в пустую: ведь все накопленное им богатство достанется, в конечном счете, другим, а он сам — теряет свои заслуги в Будущем Мире.
Однако человек разумный не совершит трех вышеупомянутых ошибок, и будет следовать в трех этих аспектах правильным путем:
1. Будет собирать свое имущество, пользуясь только разрешенными Торой средствами.
2. Он не испытывает вожделения к имуществу, посвящая в погоне за ним всю свою жизнь; и он дает средства на пропитание тем, кому полагается их давать: нуждающимся евреям, многодетным семьям, испытывающим материальные затруднения, на обучение Торе еврейских детей и т.д.
3. Он не возвеличивает себя этим, и не требует себе почета и уважения; вместо этого он чувствует благодарность к Всевышнему, который удостоил его быть Его посланником, принося пользу людям нуждающимся.
И следуя таким путем, он исполняет долг, возложенный на него Торой и также, благодаря этому, он достигает благополучной жизни в этом мире. И усиливается его уверенность, что все в руках Творца и все управляется по Его желанию, и в его силах дать ему все необходимое. И его сердце чувствует большую радость от того, что по замыслу Всевышнего получили через него нуждающиеся, чем от того имущества, которое находится в его руках (ведь относительно того чем он обладает у него нет уверенности, что это именно та часть (2), которая дается ему для нужд его семьи и он сможет воспользоваться этими средствами — или же это та часть, которая предназначена кому-то другому (3) и только временно хранится у него.
Те же средства, которые он передал нуждающимся — наверняка принадлежат им и приносят им ощутимую пользу. И передав эти средства им — он, без всякого сомнения, исполнил волю Творца, сыграв важную роль в Его управлении миром.
И благодаря такому правильному осознанию своей роли в мире и соответствующему с этим поведению — этот человек (удостоившийся богатства) достигает уважения в этом мире и велика его заслуга в Мире Будущем. Как сказал Давид а-Мэлэх (Теилим 112): «и благотворительность его пребывает вечно».
Авторские права данного текста принадлежат сайту moshiach.ru.