В течение первой половины октября Королевская Академия наук Швеции объявляет имена ученых, ставших нобелевскими лауреатами этого года. 9 октября Нобелевская премия по физике была присуждена французскому ученому Сержу Арошу и американцу Дэвиду Уайнлэнду «за новаторские экспериментальные методы, позволяющие измерять и контролировать отдельные квантовые частицы». На следующий день были объявлены нобелиаты-2012 в области химии. Ими стали американские исследователи Роберт Лефковиц и Брайан Кобилка «за биохимические исследования клеточных рецепторов человека, отвечающих за вкус, обоняние, восприятие света и реакцию на гормоны».
68-летний Серж Арош родился в Касабланке, Марокко, в еврейской семье. Арош признан одним из самых авторитетных ученых Франции, он преподает в College de France, где возглавляет кафедру квантовой физики. По мнению Нобелевского комитета, Уайнлэнд и Арош «открыли дверь к новой эре экспериментов в области квантовой физики демонстрацией непосредственного наблюдения отдельных квантовых частиц без их разрушения». Эксперты отмечают, что именно работы этих двух исследователей открыли путь к созданию квантового компьютера.
Отметим, что Арош стал первым в истории уроженцем Марокко, ставшим нобелевским лауреатом. «Честь, которой удостоился Серж Арош, является его личной заслугой, однако это не мешает еврейской общине гордиться успехом своего соплеменника», — заявил глава Представительного совета евреев Франции (CRIF) Ришар Праскье. Друзья и коллеги описывают Ароша как выдающегося исследователя, известного своим творческим потенциалом. Серж Арош начинал свою научную карьеру под руководством лауреата Нобеля за 1987 год Клода Коэна-Тануджи, выходца из Алжира еврейского происхождения.
Исследования американцев Роберта Лефковица и Брайана Кобилки, названных вчера лауреатами Нобеля по химии, имеют важное практическое значение. Ученые исследовали так называемые рецепторы, сопряженные с G-белком (GPCR-рецепторы; известны российским биохимикам как серпентины). Эти рецепторы служат посредниками в передаче различных внутриклеточных сигналов, например, отвечающих у человека за обоняние, вкус, восприятие света и реакцию на гормоны. «Долгое время оставалось тайной, как клетки могут реагировать на окружающую среду. Ученые знали, что такие гормоны, как адреналин, могут увеличивать давление или ускорять сердцебиение, предполагая, что в клетках есть рецепторы, которые передают эту информацию»,— поясняется на сайте Нобелевского комитета.
Роберт Лефковиц родился в 1943 году в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из Польши. Лефковиц изучал гормоны с 1968 года, в итоге он выделил рецептор адреналина. Его коллега Брайан Кобилка подключился к работе в 80-х годах. Вместе ученым удалось выделить из человеческого генома ген, отвечающий за работу рецептора, реагирующего на адреналин. Анализ гена натолкнул американцев на вывод о том, что он сходен с механизмом того, как человеческий глаз реагирует на свет. В итоге биохимики выделили целое семейство GPCR-рецепторов. Труды Роберта Лефковица и Брайана Кобилки также помогли исследователям раковых опухолей.
В одном из интервью, опубликованном летом этого года, Лефковиц рассказывает: «Мои родители мечтали видеть меня врачом. Я и сам с третьего класса буквально грезил о том, чтобы стать кардиологом. Однако мечте стать практикующим доктором не суждено было сбыться. Я стал лабораторным исследователем».
Интересно, что сумма Нобелевской премии в этом году была заметно урезана, причем это произошло впервые за 60 лет. Если в прошлом году лауреаты получили по 10 млн шведских крон ($1,5 млн), то в нынешнем — лишь 8 млн крон ($1,2 млн). В Нобелевском комитете секвестр бюджета объясняют «мировым финансовым кризисом».
Церемония награждения по традиции состоится в Стокгольме 10 декабря, в день кончины Альфреда Нобеля.
Материал подготовил Николай Лебедев