ИЕУДИНО ПОРУЧИТЕЛЬСТВО ЗА БИНЬЯМИНА
Запасы хлеба иссякли, а голод все еще угрожал гибелью семье Яакова. Яаков просил сынов своих вернуться в Египет за хлебом. «Если ты нам не позволишь взять с собой Биньямина, мы не можем спуститься в Египет, – сказал Иеуда, – ибо тот человек запретил нам видеть лицо его вновь, если не будет Биньямина с нами».
Яаков не смог скрыть своего великого беспокойства за жизнь Биньямина, и Иеуде пришлось в конце концов ручаться собственной головой за целость и сохранность младшего брата. Перед лицом голодной смерти, угрожавшей всей семье, Яаков не смог больше противиться уходу Биньямина в Египет, и разрешил сыновьям взять его с собой. Он велел сыновьям вернуть обнаруженные в мешках деньги и предложил им взять с собой кое-какие подарки для правителя Египта. Затем он их благословил и отпустил в путь.
БОЛЕЕ ДРУЖЕСКИЙ ПРИЕМ
Когда братья появились перед Иосефом и Иосеф увидел с ними Биньямина, он велел управляющему своим домом ввести их в дом и приготовить для них трапезу. Человек этот так и сделал. Братьям Иосефа такое гостеприимство показалось подозрительным. Они подошли к управляющему и рассказали ему о странном случае возвращения им их денег, когда они первый раз купили хлеб в Египте. Они заверили его, что они привезли эти деньги с собой обратно и имеют с собой еще другие деньги для новой покупки. Управляющий по дому успокоил их, сказав, что их деньги он в свое время получил, а деньги, которые они обнаружили в мешках, – это им подарки от Б-га. Затем он вывел к ним Шим’она, который рассказал им, что с ним очень хорошо обходились. Успокоенные, они все сели за стол.
Когда явился Иосеф, его братья преподнесли ему подарки, посланные ему Яаковом. Он сердечно их приветствовал и расспросил об их старом отце. Затем он приветствовал Биньямина. Но при виде младшего брата, Иосеф очень разволновался и ему пришлось удалиться, чтобы братья не видели его слез, которые готовы были брызнуть из его глаз.
Вернувшись к братьям, Иосеф занял почетное место свое за столом. Впервые после продажи Иосефа братья почувствовали себя действительно радостными и счастливыми, ибо, сами того не подозревая, они были здесь за столом все двенадцать братьев вместе. Только Иосеф знал это, и он подумал: «Как хорошо жить братьям в мире и дружбе!»
Неоднократно Иосеф поражал братьев своим знанием интимной, личной их жизни. Например, он усадил их по старшинству и называл каждого по имени, при этом он делал вид, что все это он якобы знает благодаря «божественному кубку», который он каждый раз прикладывал к уху, как будто бы кубок этот открывает ему какие-то тайны. После трапезы Иосеф преподнес им всем подарки, причем Биньямину он дал в пять раз больше, чем остальным.