Нобелевскую премию по экономике получили американские ученые Элвин Рот (Alvin Roth) из Гарвардского университета и Ллойд Шепли (Lloyd Shapley) из Калифорнийского университета. Их имена были названы в рамках прямой трансляции из Стокгольма на сайте премии. Ученые были награждены за «теорию стабильного распределения и практики устройства рынков».
По сути, речь идет о выборе наилучшего способа распределения ограниченного числа ресурсов между пользователями. Исследователи работали независимо друг от друга, однако в Нобелевском комитете отметили, что сочетание базовой теории Шепли и практических опытов Рота «улучшило работу многих областей рынка».
«Эта награда — мечта любого профессионального экономиста, и в этом году ее дали одному из ветеранов», — рассказал в беседе с «Полит.ру» постоянный профессор профессор и проректор Российской экономической школы Константин Сонин, говоря о Ллойде Шепли, основателе теории игр. По его словам, «про Шепли уже начали даже забывать, а некоторые и вовсе думали, что он умер», в то время как Элвин Рот — представитель совсем другого поколения.
Как пояснил Сонин, с одной стороны, Нобелевскую премию по экономике 2012 года дали за чистую теорию, с другой стороны, Элвин Рот применил результаты теоретических исследований Шепли на практике и «благодаря его работам были спасены сотни жизней». Так, Рот успешно использовал математические алгоритмы для таких проблем, как распределение учащихся по школам в Нью-Йорке и сведение доноров почек с реципиентами.
Ученый еврейского происхождения Элвин Рот, с которым удалось связаться после объявления имен победителей, заявил, что звонок разбудил его, так как в США еще слишком рано, и он собирается отпраздновать победу, выпив чашку кофе. По его словам, новость о присуждении Нобелевской премии стала для него неожиданностью.
Отметим, что оба победителя не входили в число основных претендентов на премию и до последнего момента фаворитом букмекеров был профессор экономики и финансов Йельского университета Роберт Шиллер. Именно он в свое время предсказал крах американского рынка недвижимости. Как ожидалось, его могли отметить за слом победившей, казалось бы гипотезы об эффективности рынков, писал Константин Сонин в своем прогнозе, совпавшем здесь с прогнозом Thomson Reuters).