Home Наша история Яков Изакс — Наш народ. Книга Первая >9. Аврам и Лот

Яков Изакс — Наш народ. Книга Первая >9. Аврам и Лот

by admin
0 comment
АВРАМ УХОДИТ В ЕГИПЕТ

Во время странствований Аврама вспыхнул голод в стране Кенаан. Тогда Аврам решил перекочевать в Египет (Мицраим), бывший, как известно, всемирной житницей. Зная нечестивость египтян, у которых отсутствовали моральные устои, Аврам пытался упрятать свою жену, красавицу Сарай. Но таможенные власти обнаружили ее и забрали во дворец фараона, считая ее не женой, а сестрой Аврама. Ночью Б-г явился к Сарай и заверил ее, что ничего плохого с ней не случится. И Б-г поразил фараона и людей его моровой язвой, так что они не могли трогать Сарай. Когда они узнали причину их бедствий, фараон позвал к себе Аврама и упрекнул его в том, что он скрыл от него, что Сарай жена его. Затем он отослал от себя Аврама и жену его, одарив их скотом и рабами.

ССОРА ПАСТУХОВ

Голод прекратился, и Аврам со своей семьей, в том числе с племянником Лотом, вернулись на прежнее место в Кенаане между городами Бейт-Эйл и Ай. Аврам был уже богат. У него были стада, серебро и золото в изобилии. У Лота тоже было много овец и крупного рогатого скота. Но в то время, как пастухи Аврама строго придерживались указаний своего праведного госоподина относительно неприкосновенности чужого добра, пастухи Лота, люди грубые, не соблюдали этих справедливых правил. На этой почве происходили постоянные ссоры между пастухами Аврама и Лота. Вскоре дошли до Аврама жалобы на плохое поведение пастухов Лота и слухи о ссоре между пастухами. Поэтому Аврам позвал к себе Лота и сказал ему: «Прошу тебя, да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими; ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись, прошу тебя, от меня; если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».

АВРАМ И ЛОТ ОТДЕЛЯЮТСЯ

Аврам и Лот стояли на возвышенности возле Бейт-Эйла и обозревали оттуда всю окрестность. Они увидели внизу плодородную и цветущую долину Иарденскую. Она действительно была, как Сад Эден или, как богатая земля Египетская, которую они только что оставили. Но жители этих прекрасных мест «были злы и весьма грешны перед Б-гом». Лот сделал свой выбор, не колеблясь; отделивдшсь от своего великодушного и бескорыстного родственника, он двинулся к востоку и, наконец, раскинул свой шатер около Сдома в Иарденской долине.

Аврам, оставшийся один в месте расположения его стойбища около Бейт-Эйла, получил от Б-га еще одно из тех обещаний, которые были так полны надеждой на будущее счастье. Ему было предложено поднять свои глаза и посмотреть на север и на юг, на восток и на запад; потому что вся эта земля должна принадлежать ему и его потомкам навечно. Великими и многочисленными будут его потомки, как Б-г обещал ему: «И сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. Встань, пройди по земле этой в долготу и в широту ее: ибо тебе Я дам ее».

И так по велению Б-га Аврам странствовал к юго-западу, пока он не достиг города Кирьят-Арба, названного вопоследствии Хеврон. Здесь его приветствовали Анер, Эшкол и Мамре, владетельные князья Эморриян. Они образовали союз, и Аврам поселился в дубравах Мамре.

ЛОТ – ВОЕННОПЛЕННЫЙ

Лоту пришлось вскоре убедиться, что его алчность и стремление к накоплению богатств чуть было не стоили ему не только всего его состояния, но и жизни.

В Иарденской долине было 5 древних городов – Сдом и Аморра, Адма, Цевоим и Бела или Цоар. Эти города были завоеваны Кедарлаомером, всесильным царем Элама, что на востоке от реки Тигр. В течение двенадцати лет эти города платили дань Кедарлаомеру, но затем они восстали и в течение тринадцати лет пользовались независимостью. Через год, однако, великий царь Эламский решил нанести сокрушительный удар бывшим своим вассалам, и с помощью трех соседних царей он выступил в ноход, уверенный в успехе. После ряда достигнутых успехов на востоке и юге страны, цари спустились в Иарденскую долину – конечную цель похода. Пять названных городов были объяты ужасом при приближении победителей. Однако, решившись противостоять захватчикам до последнего, цари пяти городов выступили во главе своих армий и встретили врага в долине Сиддим, вблизи опасных смоляных ям, которые, по их расчету, должны были стать ловушкой для ничего не подозревавших чужестранцев. Битва была отчаянной. Четыре восточных царя одолели своих несчастных противников и захватили царей Сдома и Аморры, попавших в смоляные ямы, ставшие, таким образом, причиной их собственной гибели. Остальные в панике бежали в горы Иерихо. Все их богатое достояние попало в руки побидетелей.

Среди попавших в плен был и племянник Аврама – Лот, который проживал в Сдоме. Лирам находился в дубравах Мамре, когда бежавший с поля боя вестник явился с известием, что племянник Аврама попал в плен, в рабство к великому царю Элама.

СПАСЕНИЕ

Аврам немедленно собрал всех своих людей, всего 318 человек, и погнался за победоносной армией Кедарлаомера. Это был смелый поступок, но он доказал твердую веру Аврама в помощь Б-га и торжество справедливости. Напав на врагов ночью, его маленький боевой отряд, которому Б-г оказал свою помощь, сотворив при этом много чудес, нанес поражение преобладающим силам Кедарлаомера. Аврам отобрал у врага всю захваченную добычу, освободил людей и привел их обратно победным маршем, распевая хвалу Б-гу за Его чудесную помощь, оказываемую Им всегда Авраму.

Нагруженный отобранным добром и провожаемый Лотом и остальными вызволенными из плена людьми, Аврам вернулся с победой домой. В долине Шавей вышел ему навстречу царь Сдома в сопровождении царя Шалема – Малкицедека (он же Шем сын Ноаха), Б-жьего священнослужителя. Как священнослужитель он преподнес Авраму хлеб и вино, добавив к этому традиционному подношению искреннее и трогательное по своей простоте благословение: «Благословен Аврам от Б-га Всевышнего, который предал врагов твоих в руки твои». Аврам дал ему десятую долю из всего, что у него было.

Царь Сдома, довольный тем, что Аврам вызволил его войско из плена и освобдил страну от захватчиков, с благодарностью предложил в дар Авраму всю отобранную им добычу. Но Аврам, не желая обогатиться добром идолопоклонников, отказался от всего, «от нитки и до ремня обуви». Он позволил все же своим верным союзникам Анеру, Эшколу и Мамре получить полагающуюся им долю в добыче.

Возможно вам понравится