И насадив в Бэер-Шеве рощу, воззвал там к имени Б-га», написано в главе Торы «Ваера». В Талмуде (трактат «Сота» 10а) по этому поводу сказано: «Не воззвал, а призывал, провозглашал. То есть, праотец Авраам устами каждого путника провозглашал имя Б-га». Каким же образом он это делал?
После того как гости утоляли голод и жажду, Авраам говорил им: «Разве мое вы ели? Вы ели принадлежащее Властелину мира! Превознесите, поблагодарите и благословите Того, кто сказал — и возник мир!» В мидраше рассказывается, что были и такие, кто не хотел благословлять, закончив трапезу у Авраама. В таком случае Авраам требовал с них очень высокую плату за еду, объясняя это тем, что там, где они находятся, то есть в пустыне, еда достается с большим трудом и потому особенно дорого ценится. Услышав требуемую сумму, они передумывали и поспешно произносили благословение: «Благословен Б-г мира, Кому принадлежит пища, которую мы ели». Те же, кого убеждали объяснения Авраама о существовании и власти Б-га, благословляли добровольно, и, таким образом, Авраам распространял знание о Б-ге по всему миру. Именно об этом и говорится в Талмуде «…призывал имя Б-га».
Надо отметить, что это говорится обо всех, даже о тех, кто благословлял лишь потому, что не хотел платить. То есть даже те, кто произнес благословение всего один раз, принесли этим пользу и тоже распространяли божественное в мире.
Вышесказанное особенно верно для евреев. Внутренняя сущность любого еврея, его истинное желание — выполнять волю Всевышнего, соблюдая заповеди. Временами его злое начало овладевает им, и еврей не соблюдает заповеди, однако, когда его склоняют (или даже заставляют) выполнять волю Б-га, истинная сущность еврея раскрывается, проявляется его врожденное осознание Б-га.
Мудрецы сказали, что «деяния отцов — это знак детям». Поэтому мы должны вести себя подобно нашему праотцу Аврааму и распространять божественное в мире. Подобно ему, действовавшему среди всех путников, мы должны не сидеть дома и ждать, когда к нам придут, а выйти на улицу, к людям и распространять божественное даже среди прохожих.
Это следует делать любым приемлемым способом, даже если нужно приложить усилие: угостить человека чем-нибудь, объяснить, попытаться убедить и, может быть, даже настоять на своем. Ошибочно думать, что единоразовое действие не приносит пользы. Даже когда еврей выполняет заповедь, только уступая вашей настойчивости, он тем самым раскрывает свою истинную волю, выражает свою внутреннюю,глубинную сущность и желание исполнять заповеди. Как сказано, что заповедь влечет за собой заповедь…
Авторские права данного текста принадлежат сайту moshiach.ru.