Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение.
Про звук шофара, в который трубят в день Рош-Ашана, Баал-Шем-Тов однажды рассказал следующую притчу.
Царский сын много лет провел в изгнании далеко от родного дома, и когда наконец возвратился весь заросший, грязный и оборванный — то никто не признал в нем давно пропавшего принца. Когда же он увидел своего отца, то из сердца его вырвался вопль: «Отец! Отец! Спаси!» Царь узнал голос родного сына и, взволновавшись до глубины души, поспешил ему навстречу.
Душа еврея тоже находится в изгнании вдали от отчего дома. Спускаясь от Престола Славы, она облекается в материальное тело и грубеет и пачкается в грехах. Но в день Рош-Ашана еврейская душа воспламеняется страстным желанием вернуться ко Всевышнему, и тогда она кричит голосом, исходящим из глубин сердца: «Отец! Отец наш небесный, спаси нас!»
В этом смысл звучания шофара — исходящий из глубины сердца крик еврейской души.
Сущность крика
Как объясняется в учении хасидизма, главным аспектом крика является не его содержание, но сама его суть, то есть крик как таковой. Когда человек кричит, в этом есть две стороны: сам факт крика и тот смысл, который человек хочет выразить посредством крика. И в данном случае главным является не смысл, который еврей вкладывает в свой крик, а крик сам по себе.
С точки зрения смысла и содержания могут быть различия между разными людьми: у каждого свои слова, помыслы, желания. Но с точки зрения сущности крика — все равны, каждый взывает к Б-гу и жаждет вернуться к Нему. Кто-то вопит громким голосом, кто-то кричит так, что никто не слышит, но все кричат и взывают к Творцу.
Благословение не впустую
Этот крик, который выражается звуком шофара, возносится безгранично высоко и принимается Всевышним. И доказательством тому служит благословение, которое мы произносим в день Рош-Ашана: «Благословен Ты,.. с милосердием внимающий звуку шофара народа Своего, Израиля». Ведь существует закон о благословениях, гласящий, что браха произносится лишь в случае абсолютно очевидной необходимости ее произнесения, когда же есть в этом сомнение — благословение произносить не следует. Поскольку еврейский закон предписывает произносить благословение, гласящее, что Всевышний внимает звуку шофара народа Израиля, то это свидетельствует о том, что голос шофара слышится и принимается Творцом.
Рабби Леви-Ицхак из Бердичева приводил тому следующий пример. Ребенок выпрашивал у отца яблоко, а тот ему не давал. Что сделал ребенок? Быстренько произнес благословение, которое нужно сказать перед тем, как есть фрукты: «Благословен… Творящий плод дерева», — и отец вынужден был дать ему яблоко, чтобы произнесенное благословение не оказалось напрасным. И точно так же, когда еврейский народ благословляет Всевышнего, говоря, что Он с милосердием внимает звуку шофара народа Израиля, то Всевышний, как бы, так и «должен» поступить, чтобы благословение не оказалось произнесенным впустую.
И если так себя ведет земной отец, человек из плоти и крови, который не хочет давать ребенку яблоко, то уж тем более так поступит Всевышний, который желает одарить еврейский народ добром щедрой рукой, и нужно лишь попросить Его об этом. Поэтому можно быть уверенными в том, что когда мы трубим в шофар в день Рош-Ашана, голос его достигает Творца и принимается Им с милосердием, и Он дарует каждому из нас «добрый и сладкий год»!
Изложение р-на Э. Когана