Мы читаем в Торе («Бемидбар» 31:21-23): «И сказал Элазар-священнослужитель воинам, ходившим на войну. Вот закон учения, какой заповедал Г-сподь Моше: Только золото и серебро, медь, железо, олово и свинец, все, что идет в огонь, проведите через огонь, и чисто будет; только водой очистительной очищено будет. А все, что не идет в огонь, проведите через воду».
Отсюда мудрецы учат, что изготовленную неевреями посуду, в которой готовят пищу на огне, нельзя использовать до тех пор, пока ее не окунут в воду родника или микву. Делают это для того, чтобы посуда приобрела святость еврейского имущества (см. Иерусалимский Талмуд, трактат «Авода зара» 5:15).
По мнению большинства законоучителей, окунание посуды в микве это заповедь Торы.
Прежде, чем погрузить в воду металлическую или стеклянную посуду, произносят благословение: «Благословен… повелевший нам окунать посуду».
Деревянную посуду окунать не нужно, но если она имеет части, изготовленные из металла, ее окунают и не произносят при этом благословение. Не требуется окунать посуду из керамики или фарфора, но если изнутри она покрыта глазурью, ее окунают и не произносят при этом благословение. Относительно посуды из стекла с примесью иных материалов (типа «Дюралекс» или «Аркорок»), следует проконсультироваться с раввином.
Использованную посуду, купленную у нееврея или еврея, не соблюдающего заповеди Торы, окунают только после того, как откашеруют ее в огне или в кипятке.
Если мастерская или фабрика по изготовлению посуды принадлежит еврею, но рабочие — неевреи, то посуду, изготовленную там, нужно окунать, не произнося при этом благословение.
Окунать надо только ту посуду, на которой едят или в которой готовят пищу. Поэтому конфорки, например, окунать не нужно, так как пища их не касается. Однако вертел для прожаривания мяса окунают и произносят при этом благословение.
Посуда, которую окунают в родник или в воды миквы, должна быть совершенно чистой: на ней не должно быть ни грязи, ни ржавчины. С новой посуды необходимо также снять все этикетки и тщательно смыть клей с того места, где они находились. Окунать предмет нужно так, чтобы он весь сразу очутился под водой. Руку, в которой его держат, надо предварительно смочить водой миквы, а во время окунания не следует сжимать посуду так крепко, чтобы воспрепятствовать воде омыть место, закрытое рукой.
Такие предметы, как ножи, вилки и ложки можно окунать не поодиночке, а все вместе, положив их, например, в сетку. Надо лишь следить за тем, чтобы эти предметы лежали в ней свободно и вода беспрепятственно омывала их.
Сосуд с узким горлом следует опускать в воду донышком вниз и ждать, пока он весь наполнится водой и из него выйдут последние пузырьки воздуха. Вынимать же его из воды лучше донышком вверх, чтобы вода могла свободно вылиться.
Согласно обычаю, каждый предмет окунают в воду три раза подряд.
Малолетним — мальчикам до 13 лет и девочкам до 12 — не поручают окунать посуду в воды миквы.
Не окунают посуду в субботу и в праздник.
Авторские права данного текста принадлежат сайту moshiach.ru.