Первые 12 дней месяца Нисан в утренней молитве читают дополнительные отрывки о жертвенных приношениях предводителей колен Израиля из главы Торы «Насо». В эти дни не произносят покаянную молитву Таханун. О причине этого так написано в книге «Шулхан Орух»: «Для освящения жертвенника князья приносили свои жертвенные подношения каждый в свой день, и этот день был праздничным для данного князя».
Странно, что обычай читать отрывки о жертвах князей вообще дошел до наших дней. Ведь это событие происходило лишь однажды – в пустыне через год после выхода из Египта. С тех пор были разрушены оба Храма, начались и закончились вавилонское, персидское и греческое изгнания. Да и во время нынешнего (которое длится уже две тысячи лет!) в еврейской жизни произошло много значимых событий, на первый взгляд, более важных, чем подношения князей. Но, как известно, немногие из них легли в основу еврейских обычаев. Однако о приношениях князей не только не забыли в веках, но и отменили из-за них чтение молитвы Таханун. В чем же причина такого внимания?
По окончании чтения отрывка о князьях произносят молитву: «Да будет воля Твоя, Б-г мой и Б-г отцов моих, что если я, Твой раб, происхожу из колена…, о вожде которого я читал сегодня в Торе Твоей, то да озарят меня все искры и все отблески от святости этого колена, чтобы понимать и постигать Тору Твою и в трепете исполнять волю Твою во все дни жизни моей».
Следовательно, ежегодное упоминание о жертвах князей для освящения жертвенника на протяжении многих поколений – не просто упоминание о делах давно минувших дней, а уходящее в вечность действие, способное освятить и озарить любого из нас всеми «искрами» и «отблесками» от каждого колена Израиля. Причем озарить настолько, что мы начнем «понимать и постигать Тору Твою и в трепете исполнять волю» Всевышнего.
Но теперь возникает другой вопрос: как возможно, чтобы одного человека «озаряло сияние» всех 12 колен: ведь каждый принадлежит только к одному из колен Израиля. Неужели одиннадцать раз из двенадцати мы читаем отрывок, не имеющий к нам никакого отношения?
Здесь следует объяснить каббалистический термин «созревание души», обозначающий абсолютное единение, слияние всех еврейских душ. Как на ранних сроках беременности все органы тела младенца представляют собой одно целое, так и в верхних мирах каждый из нас оказывается частью того же единого целого, что и все остальные евреи, настолько, что может получать свет святости от всех колен.
Строительство переносного Храма в пустыне вообще и освящение его жертвенника в частности положили начало еврейскому служению на все времена. В этом оно похоже на воспитание ребенка: как при помощи воспитания закладывается фундамент всей будущей жизни человека, так и освящение жертвенника заложило основы служения в Мишкане – переносном Храме. Поэтому главы всех колен приняли участие в церемонии освящения, так как «глава поколения – это все». В свете этого становится логичным тот факт, что обычай вспоминать об этом установлен навечно. Ведь связь с главой поколения не теряется никогда и ни при каких обстоятельствах…
По материалам беседы на главу «Ваикра», 5747 (1987) г.
(Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение)
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.