БЛАГОПРИЯТНОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ИЕОШАФАТА
Все двадцать пять лет царствования Иеошафата над Иеудеей могут считаться одними из наиболее благоприятных в истории страны. Воспитанный в духе глубоко укоренившегося благочестия его отца Асы и обладая хорошим, ко всем благосклонным характером, ему вскоре удалось завоевать симпатию народа. Поэтому он смог посвятить большую часть своего времени и сил своих мерам укрепления дела истинного служения Б-гу и точного соблюдения учений святой Торы. Он уничтожил идолопоклонство и лично наблюдал за воспитанием народа в духе познания Б-га. С целью систематического обучения каждой еврейской общины по всей стране, он организовал много групп из священников, левиим и ученых, которые постоянно передвигались с места на место и проповедовали простым людям.
Иеошафат реорганизовал также гражданское управление Иеудеей, которое не было упорядочено с того самого времени, когда царство Шеломо разделилось на два царства – Исраельское и Иеудейское. Иеошафат подразделил страну на районы и во главе каждой провинции и района поставил опытных администраторов. Следующим мероприятием его была полная реорганизация судебной системы в соответствии с указаниями святой Торы. Каждому судебному органу были преподаны точные правила по беспристрастному применению законов в соответствии со статьями уголовного и гражданского кодексов по предписаниям Торы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА И ВОЕННАЯ МОЩЬ ИЕОШАФАТА
Большая часть времени царствования царя Иеошафата не была омрачена никакими войнами и битвами, в то время как в соседнем Исраеле войны и сражения ни на минуту не прекращались в течение всех этих лет и довели народ до отчаяния. Иеошафату удалось, поэтому, создать большую, хорошо организованную армию под командой отличного военного штаба. Он продолжал также укреплять пограничные линии страны против любых атак извне. Это заставило его соседей относиться к Иеудее с уважением, зная хорошо ее грозную военную и моральную мощь. Такие народы, как Пелиштим, Арабы и другие, задабривали Иеудею и платили ей регулярную дань, которая в значительной степени способствовала экономическому развитию страны. Арабы, например, платили ежегодную дань многими тысячами отличных овец, что содействовало развитию скотоводства в стране. Иеудея процветала почти как в дни Шеломо.
СОЮЗ ИЕОШАФАТА С АХ’АВОМ
В своем искреннем стремлении к миру Иеошафат заключил союз с Ах’авом, царем Исраеля. Этот союз был упрочен женитьбой Иорама, сына и наследника Иеошафата, на Атальи, дочери Ах’ава. Хотя эти достижения представляют собой, казалось, большой триумф политики Иеошафата, тем более, что это на время положило конец непрерывной войне, свирепствовавшей до этого между Иеудеей и Исраелем, они все же заключили в себе семена порочного воздействия Исраеля на высокую в общем нравственность народа Иеудеи, а также неблагоприятно отразились на славившейся своей безупречностью политической мощи Иеудеи.
Первым промахом было посещение Иеошафатом столицы Эфраима Шомрон, при котором он согласился присоединиться к Ах’аву в войне против Бен-Адада, царя Арама. Во время осады города Рамот в Гил’аде Ах’ав был убит и армия Исраельская потерпела поражение. Иеошафату все же удалось благополучно вернуться в Иерушалаим. Здесь он был встречен пророками, порицавшими его союз с идолопоклонником Ах’авом. Хотя пророки были против войны между братскими царствами, они все же неодобрительно смотрели на более тесный союз с морально неустойчивым царством Эфраимовым. Царь Иеошафат не вышел из себя и не разразился гневом против пророка Еу бен Ханании, выразившего ему возмущение пророков Б-жьих. Наоборот, царь смиренно признал свою ошибку и принял решение в дальнейшем более точно придерживаться указаний пророков Б-жьих.
Вскоре затем, однако, Иеошафат вновь навлек на себя гнев Б-га и его пророков. В своем стремлении умножить богатства страны Иеошафат установил много новых торговых связей с народами и государствами, расположенными вдоль широко раскинувшихся берегов Средиземного моря. Царство Исраеля, управляемое тогда сыном Ах’ава, царем Ахазияу, было также заинтересовано в подобных торговых отношениях. В соответствии со своими дружескими отношениями с Исраелем, Иеошафат согласился с предложением Ахазияу общими силами построить большой торговый флот. Но гнев Б-жий был опять вызван этим возобновлением деловых отношений с царем-идолопоклонником Исраеля. Шторм разрушил весь флот до последнего корабля, и все их команды погибли. На этот раз Иеошафат уже извлек урок, так что, когда Ахазияу предложил ему заново отстроить торговый флот, он наотрез отказался.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПОДВИГИ ИЕОШАФАТА
И все же Иеошафат не порвал окончательно свои дружеские отношения с домом Ах’ава. Когда Иорам наследовал трон Исраеля после его брата Ахазияу, он убедил царя Иеошафата присоединиться к нему в походе, чтобы покорить восставшего Моава. Иеошафат не только поддержал царя Исраеля своей собственной армией, но он также добился помощи царя Эдома, который был его данником. Во время войны Иеошафат настоял на том, чтобы спросить совета пророка Элиши. Когда Иеошафат вошел в дом Элиши, он снял все свои царские отличия и смиренно явился к Б-жьему человеку в простой одежде обычного гражданина. Как и предсказал Элиша, война закончилась победой объединенных еврейских армий. Но она имела плохие последствия для царства Иеудейского, потому что в дальнейшем царю Моавитскому Меше удалось вызвать ненависть Эдомитян к царю и народу Иеудеи.
Вскоре после того, как Иеошафат вернулся в Иеудею со своей изнуренной армией, Эдомитяне, Моавитяне, Аммонитяне, Пелиштимляне и многие другие более мелкие соседние с Иеудеей народности объединили свои силы и пошли войной на Иерушалаим. Иеошафат лелеял очень мало надежды на то, что он будет в состоянии противостоять натиску объединенных вражеских армий, уже дошедших до берегов Мертвого моря. Иеошафат немедленно объявил пост во всей стране. Из всех городов, сел и деревень потянулись массы народа к Святому Храму, чтобы молиться вместе с их царем. Иеошафат выступил сам перед собравшимся народом и горячо просил Б-ra помочь в этот тяжелый час во имя Собственной Его славы и спасения Своего народа.
Молитва была услышана. Через левита Яхазиеля, на которого сошел Дух Б-жий, Б-г послал царю и народу свое послание. Пророк предсказал полную победу, ибо «война не ваша, а Б-жья». Ободренными выступили воины из Иерушалаима, в то время как священники пели Б-гу молитвы и гимны. Когда Иеошафат и его воины пришли на поле боя, они увидели его усеянным трупами своих врагов. Оказалось, что объединившиеся различные племена, одолеваемые подозрением и недоверием друг к другу, напали и почти полностью истребили сами себя в драке. Иеошафату и его армии осталось только подобрать трофеи и вернуться домой.
После этой чудесной победы никто из соседей не осмелился больше напасть на Иеудею. Иеошафат провел остаток своего царствования в мире и счастье. Он умер в возрасте шестидесяти лет, после двадцати пяти лет славного царствования над Иеудеей. Ему унаследовал его сын Иорам.