Home Наша история Яков Изакс — Наш народ. Книга Четвертая >101. Шомрон в осаде

Яков Изакс — Наш народ. Книга Четвертая >101. Шомрон в осаде

by admin
0 comment
ГОЛОД И ВОЙНА

Большая часть времени царствования Иорама была несчастливой.

В течение семи лет подряд в стране царил страшный голод. В это время Арамиты пытались отомстить за многие поражения, нанесенные им Ах’авом. Под водительством царя Бен-Адада Арамиты делали частые набеги на различные области Северного Царства (Исраельского царства). Однако армии Иорама обычно успешно отражали эти нашествия, и Бен-Ададу приходилось возвращаться в свою страну ни с чем.

Величайшей помощью в это время были советы пророка Элиши, которому Б-г открывал все планы врага. Элиша всегда их расстраивал, предупреждая царя Иорама об устраиваемой врагом западни и засады. Царь Арама неистовствовал, и вначале подозревал некоторых своих доверенных приближенных в предательстве. Наконец он узнал, что виновником его неудач является Элиша, и он решил захватить его в плен.

ПОМЕНЯЛИСЬ РОЛЯМИ

Царь Арама послал в город Дотан, где проживал пророк, множество войска с конями и колесницами, которые ночью окружили город. Наутро слуга Элиши увидел большое войско и воскликунул: «Увы, господин мой, что нам делать?» На это человек Б-жий ответил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». Затем он просил Б-га, чтобы открылись глаза слуги, и юноша вдруг увидел, что гора вся усеяна конями и колесницами огненными вокруг Элиши.

Когда Арамиты окружили дом пророка, Элиша молил Б-га поразить врагов слепотой. Молитва была услышана, и люди не смогли больше узнавать ни самого пророка, ни место, где они находятся. Элиша предложил отвести их к человеку, которого они ищут, и они пошли за ним. Он привел их в Шомрон. Затем он просил Б-га открыть им глаза, и они увидели себя в самой середине Исраельской столицы, сданными на милость царя Исраеля.

Иорам обратился к Элише: «Не избить ли их, отец мой?». Пророк ответил: «Не убивай. Разве мечем твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему». Он так и сделал, хотя в городе был большой голод.

Воины Арамиты вернулись к своему царю и рассказали об удивительном милосердии Исраельтян. Но Арамитский царь, все еще стремившийся захватить город Шомрон, мобилизовал всю армию и обложил столицу Исраельскую.

СТРАДАНИЯ ЦАРЯ

Вся страна ужасно страдала, но больше всех страдал сам царь. Он знал, что не в малой мере была его вина в ужасном несчастьи, постигшем страну. Конечно, он не был так порочен, как его отец Ах’ав и его мать Изевель, но он также не был благочестив и Б-гобоязнен так, как следовало быть царю Исраельскому, и как того желал пророк Элиша. Но теперь, когда царь узнал об ужасных страданиях своего народа, он разорвал на себе царские одежды, и вестники, доложившие ему об этих страданиях, увидели под его одеждой рубища, которые он носил в знак траура. «Клянусь Б-гом, воскликнул он в ярости, если пророк Элиша не попросит Б-га прекратить голод, его голова не останется на нем ни одного дня больше».

Царь послал своего адъютанта к Элише с приказом молить Б-га прекратить голод, иначе он ответит головой. Но Элиша знал о данной царем клятве уже в тот самый момент, когда она была произнесена; он был, ведь, Б-жьим пророком, которому Б-г открывал все.

В это самое время Элиша сидел в своем доме среди старейшин Исраеля. Он им сказал, что сейчас явится сюда посланный царем адъютант, и действительно – он тут же явился. У Элиши уже был наготове ответ Б-га: «Выслушайте слово Превечного: завтра в это время мера лучшей муки будет по шекелю, и две меры ячменя по шекелю у ворот Шомрона».

В то время, когда муку или ячмень не достать было даже за их вес в золоте, пророчество Элиши казалось абсурдом. Адъютант сказал Элише с усмешкой: «Если бы Превечный и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?». Человек Б-жий ответил ему на это сурово: «Вот, увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь!»

В эту ночь, после того, как Элиша сообщил свое удивительное пророчество, случилось нечто удивительное. Б-г сделал так, что стану Арамитскому послышался стук колесниц и ржание коней, шум большого войска, и это вселило в их сердца неимоверный ужас. Они подумали, что царь Исраеля нанял царей Хиттейских и Египетских, чтобы прогнать Арамитов, и они в панике бежали, оставив на месте свои шатры, коней, ослов и весь свой стан почти нетронутым.

ЧЕТЫРЕ ПРОКАЖЕННЫХ

В самом городе никто не знал о случившемся в эту ночь в Арамитском стане, потому что никто не рисковал оставлять город во время осады. Осажденный город не узнал бы о сотворенном Б-гом спасительном чуде, если бы не четыре прокаженных, которые жили по ту сторону городских ворот вне Шомрона[1]. Этими прокаженными были Гейхази, бывший слуга Элиши, и его три сына. При помощи этих больных людей Б-г пожелал оповестить повсюду о ниспосланном Им великом спасении своему народу и о том, что пророчество Элиши оправдалось.

У этих прокаженных иссякли запасы пищи, и отчаявшись, они решили сдаться на милость Арамитов. Если над ними сжалятся и накормят их, они буду спасены; если же Арамиты их убьют, это все же будет не хуже голодной смерти.

Под утро они медленно начали продвигаться к стану Арамитов, и когда они приблизились к нему, их поразила необычайная тишина, царившая в лагере. Они прокрались в первый попавшийся им шатер, он оказался брошенным. Там было много еды и питья, и они наелись и напились вволю. Они взяли золото, серебро и другие ценности и попрятали их. Затем они вернулись в стан и прокрались в другой шатер – и этот оказался брошенным. Вскоре они обнаружили, что весь стан оставлен его обитателями. Они бросились к городским воротам и взволнованно крикнули привратникам: «Мы ходили в стан Арамитский, и вот, нет там людей, только кони привязанные, и ослы привязанные, и шатры брошенные».

Новость эта была тут же передана царю, но он подумал, что Арамиты устроили ловушку, и что они залегли в засаде где нибудь поблизости. Однако он послушался совету одного из своих приближенных и послал на разведку две колесницы с последними оставшимися в живых конями. Колесницы проехали до самого Иардена, причем оказалось, что весь путь устлан одеждой и вещами, брошенными Арамитами при паническом бегстве. Колесницы вернулись, и посланные рассказали царю, что действительно случилось нечто необъяснимое. По неведомой причине Арамиты бежали в большой спешке и оставили свой стан нетронутым.

Тогда царь и весь народ вышли к стану Арамитскому, чтобы забрать добычу. Пищи было так много, что меру лучшей муки можно было купить за шекель и две меры ячменя за шекель, точно так, как предсказал Элиша именем Б-га.

Оправдалась также и вторая часть пророчества. Царь приказал своему адъютанту стать у ворот и следить за порядком, но натиск людей был столь велик, что адъютант был опрокинут и затоптан на месте. Он умер, не успев утолить свой голод. Это было ему наказанием за неверие в пророчество Элиши.

ПРОРОЧЕСТВО ЭЛИШИ ОБ АРАМЕ

Однажды Элиша отправился в Дамесек, столицу Арама. Новость о его появлении в Арамитской столице дошла до Бен-Адада, который лежал в своем дворце смертельно больной. Царь послал своего наиболее доверенного сановника Хазаеля спросить у еврейского пророка выздоровеет ли он от своей болезни.

Элиша сказал Хазаелю, что от этой болезни царь не умрет, но все же умрет, не успев исцелиться. Затем повернувшись лицом к стене пророк горько заплакал.

«О человек Б-жий, отчего ты плачешь?», спросил его изумленный Хазаель. «Б-г открыл мне, ответил пророк, что ты будешь скоро царем Арама, и что ты причинишь моему народу невыразимые бедствия и страдания; ты уничтожишь наши укрепленные города; ты убьешь лучших наших сыновей и предашь смерти наших женщин и детей…»

«Разве я пес, чтобы сделать такое зло?», вскрикнул Хазаель.

«Увы, Б-г пожелал этого, ибо народ мой согрешил», сказал пророк.

Хазаель вернулся к своему царю и сказал ему только, что он не умрет от своей болезни. На следующее утро, однако, когда он остался один на один с больным царем, он его убил и объявил себя царем Арама.

Новый царь Арама Хазаель начал ряд успешных войн против народа Исраельского, сея смерть и разрушение всюду, где только ступала нога его озверелых орд.

Опять Иорам обратился за помощью к своему соотечественнику, царю Иеудеи, и эту помощь получил. На этот раз этим царем был молодой Ахазья, племянник Иорама, так как Иеошафат и унаследовавший ему Иеорам уже умерли. Сражение было отчаянным. Город Рамот-Гил’ад успешно защищался, но Иорам был ранен в бою и отправился в Изреел на излечение. Здесь посетил его царь Иеудеи, его племянник Ахазья.


[1] Проказа – это кожная болезнь, относительно редкая сейчас, но весьма распространенная в старину. Еврейские законы требуют, чтобы пораженный этой ужасной болезнью был изолирован и проживал вне черты города.

Возможно вам понравится