СТРОИТЕЛЬСТВО
На четвертом году царствования предпринял Шеломо строительство Храма. Прошло четыреста восемьдесят лет с тех пор, как евреи вышли из Египта и установили в пустыне Скинию (Мишкан). Давид был царем-воином. Вся его жизнь была отдана освободительным войнам, пока не были полностью освобождены все границы Эрец-Исраеля, простиравшиеся от Евфрата до африканского берега на юге. Хотя Давид и планировал воздвижение Дома Превечного в Иерушалаиме, но выполнить этот план суждено было только его сыну Шеломо.
Шеломо добился мира со всеми своими соседями. Тесная дружба была между ним и Хирамом, царем Цора (Тира). Шеломо считал, что он уже в состоянии приступить к святому делу постройки Храма. Место постройки было выбрано на вершине горы Мория, где Авраам доказал когда-то свою готовность принести в жертву своего любимейшего сына, подчиняясь повелению Б-жьему, и где совсем недавно ангел Б-жий приостановил эпидемию и явился Давиду на гумне Аравны.
Потребовались десятки тысяч людей, чтобы выполнить множество видов работ, необходимых для постройки здания таких огромных размеров. Были посланы люди в Леванон, чтобы валить огромные кедры. Камни добывались на расположенных вблизи камнеломнях. Медь была в Иарденской долине. Из Цора прибыли мастера, чтобы помочь в выполнении работ наилучшим образом. Были посланы корабли на восток и на запад, чтобы привести отборнейшие материалы для украшения Дома Превечного.
В течение семи лет работы производились неутомимо. Храм рос, как по волшебству. На месте работ не были слышны удары молота или других железных инструментов, ибо железо напоминает меч, символизирующий борьбу и кровь. Камни отсекались по требуемому размеру на камнеломнях и затем доставлялись на гору Мория и здесь подгонялись друг к другу.
ОПИСАНИЕ ХРАМА
Сам Храм был четырехугольной формы, причем длинная его сторона простиралась с востока на запад со входом на востоке. Здание было разделено на две части. Наружная, большая часть здания включала Стол Хлебов Предложения, жертвенник воскурения и менору (светильник). Кроме этого Шеломо поставил здесь десять золотых столов и десять золотых менорот. Это отделение называлось «Эйхал»; входить сюда разрешалось только священникам. Внутреннее, меньшее по размеру отделение называлось «Девир» или Святая Святых, куда входить мог только Первосвященник и только раз в году, в день Иом-Киппур. Святая Святых была по форме точным квадратом; там находился Ковчег, увенчанный двумя «Керувами». Он был украшен еще дополнительным числом Керувов, сделанных царем Шеломо.
Впереди Храма был портик – Улам. На северной, западной и южной сторонах здания были три ряда помещений, служивших кладовыми для Храмовой утвари. Храм был окружен наружным Двором, куда всем разрешалось входить. Здесь приносились жертвы на Жертвеннике. Помимо этого, здесь находился также умывальник, т. н. «Море Шеломо», установленный Шеломо для совершения священниками омовения. Окна в Храме были сделаны узкими внутри и широкими снаружи, что должно было символизировать истечение света из Храма всему миру. Вся внутренняя поверхность здания была облицована золотом, так что дерево не виднелось нигде.
ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА
Постройка Храма длилась семь лет. На двенадцатом году своего царствования в месяце Тишрей Шеломо торжественно освятил Храм и все, что находилось в нем. Все евреи собрались в Иерушалаиме, чтобы присутствовать на этих красочных празднествах. Священники перенесли Святой Ковчег из Давидова Города в Храм. Когда священники дошли до Святой Святых, закрылись двери, так, что никто не смог войти. Шеломо взмолился Б-гу, но только после того ,как он обратился к Б-гу с просьбою во имя великих заслуг его отца Давида, тогда только двери раскрылись и можно было внести Ковчег внутрь Святилища. Как только священники оставили Святилище, облако наполнило Храм, как это было в те дни, когда евреи странствовали по пустыне. Это служило Шеломо доказательством, что его труд был принят Б-гом.
Тогда Шеломо стал перед жертвенником Б-жьим и распростер свои руки к небу в торжественной молитве:
«Превечный, Б-же Исраеля!
Нет подобного Тебе Б-га на небесах вверху и на земле внизу;
Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим… Поистине, Б-гу ли жить на земле? Ведь небо и небо небес не вмещают Тебя; Тем менее сей Храм, который я построил? Но призри на молитву раба Твоего, Б-же мой, Превечный, и на прошение его… Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь…
Услышь моления раба Твоего и народа Твоего Исраеля,
Когда они будут молиться на месте сем; Услышь на месте обитания Твоего, на небесах; Услышь и помилуй…
Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред тобою;
И когда помолятся на месте сем и исповедуют имя Твое,
И обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их: Тогда услышь с неба, и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Исраеля,
Указав им добрый путь, по которому идти им; И пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие…
Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Исраеля, придет
Из земли далекой ради имени Твоего… Услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник; Чтобы все народы земли знали имя Твое,
Чтобы боялись Тебя, как народ Твой Исраель…» Закончив эту молитву, Шеломо встал на ноги, ибо он был коленопреклонен, и благословил все собрание Исраельтян, говоря:
«Благословен Превечный, который дал покой народу Своему Исраелю, Как говорил;
Не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моше.
Да будет с нами Превечный, Б-г наш, как был Он
с отцами нашими;
Да не оставит нас, да не покинет нас; Наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили
по всем путям Его,
И соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы
Его,
Которые Он заповедал отцам нашим. И да будут слова сии, которыми я молился пред
Превечным,
Близки к Превечному, Б-гу нашему, день и ночь, Дабы Он делал, что потребно для раба Своего, И что потребно для народа Своего Исраеля изо
дня в день,
Чтобы все народы земли познали, что Превечный
есть Б-г,
И нет кроме Его.
Да будет сердце ваше вполне предано Превечному,
Б-гу нашему,
Чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как ныне».
Торжества освящения продолжались четырнадцать дней, после чего народ вернулся к своим очагам в приподнятом настроении и с глубокой благодарностью Б-гу за все то, что Он сделал для них.