ПЕРВОСВЯЩЕННИК ЭЛИ
В течение некоторого времени евреи жили в мире, и пелиштимляне на западе их не беспокоили. Центром их религиозной жизни был Шило, где был установлен Мишкан (Скиния). Здесь, после смерти Шимшона принял на себя роль руководителя еврейского народа первосвященник Эли. В непрерывной цепи Устного Предания (Мессоры), начало которой положил Моше, а продолжателями были Иеошуа и Пинхас, Эли был четвертым звеном, принявшим Устное Учение от Пинхаса, внука Аарона. Человек доброго нрава по природе, Эли был любим всем народом, видевшим в нем своего духовного руководителя. Его два сына Хофни и Пинхас, однако, не следовали по стопам своего отца. Пользуясь своим привилегированным положением, они своей продажностью и взяточничеством унизили священический сан в глазах народных масс.
ОТЕЦ ШЕМУЭЛЯ
В те дни проживал в Раматаим-Цофиме на горе Эфраима некто по имени Элькана из колена Леви, который во многом способствовал тому, чтобы привлечь внимание евреев к их духовному центру. Следуя предписаниям Торы, он в каждый из трех годовых праздников совершал паломничество в Шило. Вместе с ним проводила и его семья праздничные дни в атмосфере святости в Шило. При виде каравана Элькана, выступающего в Шило, к нему присоединялись и многие другие паломники. Тем самым под влиянием Эльканы создавалась более тесная связь между Исраелем и его религиозным центром.
РАННИЕ ГОДЫ ШЕМУЭЛЯ
Одна из двух жен Эльканы – Хана была бездетной. Втихомолку она переносила свои страдания и оскорбления, наносимые ей более счастливой соперницей Пениной, у которой были дети. Однажды, будучи в Шило, Хана дала обет посвятить Б-гу сына, если такой у нее родится. На этот раз ее молитва была услышана. У нее родился сын, которому она дала имя Шемуэль.
Радости Ханы не было границ. Первые годы она держала сына у себя. Затем, верная своему обету, она привела его в Шило и оставила у Эли. Время от времени она приходила навещать сына. Под руководством Эли Шемуэль рос в особо религиозном окружении и вскоре показал себя достойным воспитанником первосвященника.
Первое свое Б-жественное видение Шемуэль имел, когда он был еще очень молод. Однажды ночью, когда он лег отдохнуть в Скинии в Шило, он услышал голос, зовущий его по имени. Он вскочил и побежал к престарелому Эли, думая, что это он его позвал. Но Эли отослал его обратно – он его не звал. Так повторилось трижды. Тогда Эли понял, что это были Б-жественные зовы, и он сказал юноше, что когда он вновь услышит этот голос, он должен ответить: «Говори, Превечный, Твой слуга слушает Тебя!»
Послание, переданное Шемуэлю, было весьма трагичным: «Вот, Я сделаю дело в Исраеле, о котором, кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. В тот день Я исполню над Эли все то, что Я говорил о доме его… Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их… Вина дома Эли не загладится ни жертвами, ни приношениями вовек». Неохотно передал Шемуэль это Б-жественное послание Эли. Старик покорно сказал на это: «Он – Превечный, что Ему угодно, то да сотворит».
Шемуэль вырос проникнутый верой и полный мужества и силы, приданных ему нисшедшим на него Б-жьим Духом. Народ признал в нем своего будущего духовного пастыря. Эли тоже не сомневался в том, что собственные его оба сына не достойны наследовать ему и продолжать его Б-жье дело. Эли был уже стар и не мог сколько-нибудь влиять на них. Он знал, что его последователем будет Шемуэль.
ВОЙНА С ПЕЛИШТИМЛЯНАМИ
Опять начались военные столкновения, и вновь это было с Пелиштимлянами.
Разразилась война у Афейка, в которой евреи потерпели поражение и оставили на поле боя четыре тысячи человек убитыми. Тогда старейшины Исраеля вспомнили, что во времена Иеошуи впереди армий носили Святой Ковчег Превечного, и он всегда приносил им успех. Поэтому они обратились в Шило с требованием, чтобы воевавшим был доставлен Ковчег из Скинии. Хофни и Пинхас, два священника, явились сами на поле боя, сопровождая Святой Ковчег. Присутствие Ковчега чудодейственно ободрило упавших духом Исраельтян. Как только они увидели Ковчег, они испустили такой громкий крик, что земля застонала и, казалось, содрогнулась. Пелиштимляне услышали этот крик и сильно устрашились. Но они все же вступили в бой и сражались с отчаянным мужеством. Исраельтяне вновь потерпели поражение; на этот раз тридцать тысяч их воинов было убито, а остальные в страшной панике разбежались по шатрам. Среди убитых были также оба сына Эли – Хофни и Пинхас, а гордость Исраеля – Святой Ковчег попал в руки его врагов-язычников.
СМЕРТЬ ЭЛИ
Народ, собравшись в Шило, ждал новостей с поля боя. Наконец, прибежал Биньяминит в разодранной одежде и с главой, посыпанной пеплом. Эли сидел при дороге в то время, когда вестник несчастья вошел в городские ворота. Он услышал громкие стенания. «Что означает этот шум?», спросил старик, полный дурных предчувствий. Его слабые глаза не позволили ему заметить разодранную одежду вестника и его покрытую пеплом голову, что говорило само за себя. Тогда приблизился к нему Биньяминит и сказал: «Я пришел из стана; сегодня же я бежал с места сражения». Эли с тревогой прервал его и спросил: «Что произошло, сын мой?». Вестник ответил на это, рассказав все печальные новости: «Побежал Исраель пред Пелиштимлянами, и поражение великое произошло в народе, и оба сыновья твои, Хофни и Пинхас, умерли, и Ковчег Б-жий взят». Когда Эли услышал о том, что случилось со Святым Ковчегом, он, охваченный великим горем, упал со своего сиденья навзничь и тут же умер. Ему было девяносто восемь лет; он был Судьей сорок лет.
СВЯТОЙ КОВЧЕГ В ПЛЕНУ
Между тем, Пелиштимляне понесли с торжеством Ковчег Завета в Ашдод и поставили его в храме бога Дагона. На следующее утро они нашли свой идол распростертым лицом вниз перед Ковчегом. Они подняли статую и вновь поставили ее на место; но на второе утро Дагон вновь оказался лежащим на земле ниц перед ковчегом; на этот раз его голова и руки были отсечены и лежали на пороге.
Но жителей Ашдода ожидали еще большие испытания. Ашдодцы были поражены мучительными наростами и язвами; и они знали, что это было им наказанием за попытку удержать у себя Ковчег Превечного. Поэтому они отослали его из Ашдода в Гат; и стоило только Ковчегу появиться там, как жители Гата были тут же поражены теми же болезнями. Тогда Ковчег доставили в Экрон, одном из больших городов Пелиштимлян. Жители Экрона, предупрежденные о бедах, постигших Ашдод и Гат, пришли в ужас, когда увидели Ковчег. В тревоге они пожелали сразу же отослать Ковчег подальше от себя.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОГО КОВЧЕГА
После того, как Пелиштимляне оказались обладателями Ковчега в течение семи месяцев и за это время их постигли беды и несчастья, они наконец решили вернуть Ковчег Исраельтянам. С этой целью они вынесли Ковчег и поставили его на новую колесницу, в которую впрягли двух первородивших коров, никогда до этого не знавших ярма. Священники наказали своим соотечественникам дать коровам возможность идти самим.
И животные пошли; шли и мычали. И пошли они прямо по дороге к Бет-Шемешу, не уклоняясь ни вправо, ни влево. За ними же следовали главари Пелиштимлян. Наступило время жатвы, и жнецы Иеудеи, которые жали пшеницу в долине, заметили издали приближающуюся процессию. Когда они увидели Ковчег, они очень обрадовались – казалось, Слава Б-жья возвращается к ним. Коровы остановились на поле Иеошуи, одного из жителей Бет-Шемеша. Левиты подняли Ковчег, сняли его с колесницы и установили на большом камне, лежавшем на этом поле. Быстро было приготовлено жертвоприношение, для чего колесница была расколота на дрова, а коровы зарезаны и принесены в жертву всесожжения. Бывшие свидетелями всего этого главари Пелиштимлян вернулись в Экрон.
Из Бет-Шемеша Ковчег был доставлен к Кирьят Иеарим, где он и находился до времен царя Давида.