Итро, тесть Моше, услышав о великих чудесах, которые Всевышний совершил для народа Израиля, приходит из Мидьяна в стан Израильтян вместе с женой Моше и двумя его сыновьями. Итро дает Моше совет установить систему судей и старейшин, чтобы облегчить ему задачу управления народом и судопроизводства.
Сыны Израиля располагаются лагерем у горы Синай. Всевышний сообщает им, что Он избрал их быть Ему «царством священников» и «святым народом», в ответ на что народ провозглашает: «Все, что Б-г сказал, — сделаем!»
В шестой день третьего месяца, через семь недель после Исхода, весь народ Израиля собирается у подножия горы Синай. Б-г «спускается» на вершину горы в звуках грома, сверкании молний, столбах дыма и трубных голосах шофара и велит Моше подняться.
Всевышний провозглашает Десять Речений, заповедующих народу Израиля: знать и верить в Б-га; не поклоняться идолам; не произносить имя Б-го всуе; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не похищать; не лжесвидетельствовать; не желать чужого имущества. Народ вопиет к Моше о том, что такое раскрытие Б-жественного для них невыносимо, и чтобы он сам получил Тору и передал ее им.
Светящаяся тьма
О судьбоносном событии в истории нашего народа, о даровании Торы на горе Синай повествует глава «Итро», которая представляется одной из важнейших в Торе. К тому же известно, что названия глав Торы неслучайны, имя главы выражает суть ее содержания. И тем более удивительно, что в названии главы это событие не нашло отражения, а названа она была в честь Итро. В чем же связь Синайского Откровения с бывшим жрецом Итро, вельможей Мидьяна, тестем Моше?
О связи Итро с дарованием Торы сказано в книге Зогар. В ней утверждается, что пока Итро не признал Всевышнего, Тора не могла быть дарована. Как только он заявил: «Теперь узнал я, что Б-г выше всех божеств…» — евреи смогли ее получить. Тора именует Итро «коэном Мидьяна». Он был уважаемым вельможей Мидьяна и к тому же мидьянским священником и «знал все виды идолопоклонства в мире». Таким образом, Итро олицетворял собой власть и религию тех времен.
Исходя из этого, можно объяснить, почему Всевышний ждал признания со стороны Итро. Когда такой человек пришел к вере в Единого Б-га, то в мире материализовалось величие Б-жественной истины. Темнота, ставшая светом, — это и есть наибольший свет.
В этом заложена сущность дарования Торы. Раскрытая евреям на Синае, она существовала еще до этого. Как сказано в Талмуде, праотцы изучали Тору, ею занимались и в Египте. Что же означало дарование Торы? Народ Израиля получил возможность освятить материальный мир, перевоплотить в нем все, что ранее скрывало Б-жественную истину, превратить сокрытие в раскрытие Б-жественного света.
Когда Итро, символ тьмы, не только отвернулся от идолопоклонства, но и поклонился Всевышнему, этот процесс начался. Глава Торы названа его именем, ибо он символизирует наиболее важную цель ее дарования.
Вывод, который мы можем сделать из этой главы, заключается в том, что не следует полагать, что истинное служение Творцу невозможно в этом материальном мире. Напротив, преобразуя будничное в святое, заставляя самые обыденные вещи служить Творцу, мы открываем свое сердце и разум Торе.
Недостаточно того, чтобы атмосфера святости пребывала в синагоге или ешиве. Этот свет должен освещать и нашу повседневную жизнь — дома, вне дома, во время работы, еды, сна. В преобразовании материального в святое и заключается выполнение главной цели дарования Торы.
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.