Ту-Бишват, 15-е число еврейского месяца Шват (в 2014 году выпадает на 16 января) отмечается как «новый год деревьев».
Ровно середина месяца, полнолуние, день к этому времени года удлиняется почти на два часа. Это пора, когда самые раннецветущие деревья в Земле Израиля пробуждаются от зимнего сна и начинают новый цикл плодоношения.
Формально новый год деревьев имеет отношение к различным видам десятин, которые должны были отделяться от урожая, выросшего в Святой Земле. Эти десятины были различны в разные годы семилетнего цикла Шмиты. Точкой отсчета, начиная с которой завязавшиеся плоды считались относящимися к урожаю следующего года, и был день Ту-Бишват.
Праздник этот отмечается с незапамятных времен. Хотя предписаний о нем в письменной Торе нет, он упоминается в Мишне. В этот день принято есть фрукты, в особенности виноград, фиги, гранаты, оливки и финики — то есть те плоды, которыми Тора прославляет Израиль – «страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, масличных деревьев и финикового меда».
Около четырех столетий тому назад сложилась традиция каббалистов Цфата встречать новый год деревьев праздничным седером, подобным пасхальному: выпивать традиционные четыре бокала вина, в разных пропорциях смешивая красное и белое вино, в определенном порядке съедать фрукты, которыми славится Израиль, читать стихи Торы, где упоминаются эти растения, фрагменты Талмуда, и, конечно, книги Зогар.
Семь плодов
(Основано на трудах Любавического Ребе)
Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков… в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда. (Пятикнижие, книга Дварим, 8:8)
Наши мудрецы рассказывают, что вначале все деревья были плодоносящими (то же самое будет и в эпоху Машиаха). Деревья, не дающие плодов — это признак несовершенного мира, потому что смысл жизни любого дерева — это его плоды.
При том, чтоТора называет человека «деревом полевым» (Дварим, 20:19), а фрукты являются главным достижением дерева, существуют семь видов плодов, которые являются венцом плодоношения. Это семь плодов, которые выделены Торой как основные символы плодородия святой Земли Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
В 15 день еврейского месяца Швата мы отмечаем Новый Год Деревьев. В этот день мы отмечаем праздник не только деревьев вокруг нас, но и «дерева» нашей души, используя семь вышеперечисленных растений в качестве символа различных компонентов человеческой жизни.
Пища и корм
В Каббале говорится, что у каждого из нас есть две души: животная душа, воплощение наших естественных эгоистических интересов, и Б-жественная душа, воплощение наших духовных желаний — стремления выйти за пределы собственного «Я» и соединиться с тем, что неизмеримо выше.
Животная душа присуща всем живым существам и несет в себе инстинкт самосохранения и продолжения рода. Но человек — это не просто чрезвычайно развитое животное, некоторые его свойства уникальны. Это те самые качества которые мы получаем от нашей Б-жественной души. Там, где мы выходим за рамки естественных эгоцентричных потребностей и желаний (как выжить в этом мире, как обзавестись едой, убежищем, деньгами, властью и уважением), мы перестаем быть всего лишь представителем животного мира и начинаем осознавать свою уникальность.
Но это не означает, что мы должны отвергнуть животную душу ради Б-жественной. Обе эти души являются необходимой частью смысла и цели нашей жизни.Развивая в себе Б-жественное, чтобы возвыситься над сугубо животным, мы должны также совершенствовать и очищать нашу животную сущность, развивая конструктивные аспекты собственной «самости» (такие как уверенность в себе, храбрость, настойчивость), и одновременно выводя из себя все эгоистичное и скверное.
В Торе пшеница считается основой человеческой пиши, в то время как ячмень — типичным кормом для скота.1 Таким образом, «пшеница» символизирует наше старание взрастить человеческое в нас, питать наши духовные устремления — суть человеческой природы. «Ячмень» же символизирует наши старания питать и развивать нашу животную душу — задача не менее важная в нашей жизни.
Радость
Пшеница и ячмень, два вида злаков среди «семи растений», являются главными элементами нашего внутреннего устройства. За ними следуют пять фруктов — «аперитив» и «десерт» нашего духовного меню, которые добавляют вкус и аромат к нашим основным стараниям развить животную и Б-жественную души.
Первый фрукт — это виноград, определяющим качеством которого является ощущение радости. Как сказано в притче Йорама2: «мое вино, которое радует Б-га и человека».
Радость — это раскрытие. Человек в радости или без нее обладает одними и теми же душевными качествами: те же знания и умственные способности, та же любовь и ненависть, те же желания и страсть. Но когда человек испытывает чувство радости, все это становится гораздо ярче: сознание интенсивней, любовь глубже, ненависть острей, желания более агрессивны. Эмоции, которые в обычное время не очень-то заметны, проявляются в полной мере. Как говорит Талмуд: «Входит вино — выходит наружу сокрытое».
Безрадостная жизнь может быть полной, но это будет мелкая жизнь: все, вроде бы, на месте, но очень поверхностно. Обе души содержат огромный запас понимания и ощущений, которые могут никогда не выйти наружу, потому что их ничто не стимулирует. Виноград символизирует элемент радости в нашей жизни — той радости, которая стимулирует наши возможности и добавляет глубину, цвет и энергию всему, что мы делаем.
Сопричастность
Мы можем заниматься каким-то делом очень серьезно. Мы можем даже делать это с радостью. Но делаем ли мы это с полной самоотдачей?
Самоотдача — это больше, чем делать что-то правильно, больше, чем работать в полную силу. Самоотдача означает, что мы заботимся о том, что мы делаем, вкладываем в это самих себя. То, что мы делаем, влияет на нас самих — хорошо или плохо.
Фига, четвертый из «семи растений», это также «плод Древа Знания Добра и Зла», который съели Адам и Ева, совершив тем самым первый в истории грех. Как объясняется в учении хасидизма, знание (Даат) какого-то объекта предполагает тесную сопричастность с этим объектом (как в словах «и Адам познал свою жену»). Грех Адама произошел из-за того, что он не мог примириться с тем, что существуют некоторые вещи, от которых он должен держаться на расстоянии. Он хотел связать себя со всем, что создано Всевышним, познать каждый уголок Б-жественного мира. Даже зло, даже то, что Творец объявил лежащим за пределами дозволенного.
Этот плод был самой разрушительной силой в истории человечества. Инжир, в его не менее сильном созидательном проявлении, представляет собой возможность глубокого личного участия в каждом положительном деле – возможность соединиться с тем, что мы делаем.
Действие
«Губы твои — как алая нить», — говорит царь Соломон, прославляя любовь Б-жественного жениха и Его невесты — народа Израиля, — «Твои уста милы; твой висок — как долька граната в твоих волосах»3. Как объясняет Талмуд, гранат является символом истины о том, что»даже «пустые» среди вас, полны хороших поступков, как гранат полон семян.»
Гранат — это не только образец целого, содержащего много деталей, но также объяснение того парадокса, как человек может быть пустым и в то же время может быть полон хороших поступков.
Гранат — это очень ячеистый фрукт: в каждом гранате есть сотни семян, закрытых мякотью, разделенных между собой толстой мембраной. Аналогично этому, человек может делать добрые дела, много добрых дел, и тем не менее они могут быть изолированными действиями, не влияющими на его сущность и характер. Он может обладать многими хорошими качествами, и все же они не становятся его сутью. Он может быть переполнен хорошими поступками, при этом оставаясь морально и духовно пустым.
И если инжир представляет собой возможность полного сопереживания и отождествления себя с нашими поступками, то гранат — это его противоположность. Он символизирует нашу возможность перехитрить самих себя и действовать на уровне, превосходящем наш внутренний духовный уровень. Это способность добиваться вещей, несовместимых с нашим состоянием на данный момент.
Гранат — это лицемерие в самой благородной форме, нежелание примириться со своим духовным и моральным состоянием, определяемым нашими нынешними свойствами. Желание действовать благороднее и возвышеннее, чем мы есть на самом деле.
Борьба
Для большинства из нас, жизнь — это борьба. Мы боремся, стараясь проявить свое я, вырываясь из под влияния родителей и нашего окружения. Мы боремся, пытаясь найти подходящего супруга, а потом боремся за то чтобы сохранить семью. Мы боремся, воспитывая наших детей, а потом боремся с ними, когда они взрослеют. Мы боремся, стараясь заработать побольше денег, а потом боремся с комплексом вины за наше благополучие. И все это накладывается на постоянный процесс борьбы животного и духовного в нас, борьбы между нашими внутренними инстинктами и стремлением превзойти себя и прикоснуться к Б-жественному.
Маслина олицетворяет в нас то, что раскрывается и расцветает в борьбе, упивается борьбой, не мыслит жизни без борьбы. Точно так же, как оливки, говорят наши мудрецы, дают масло только под прессом, так и мы проявляем лучшее в нас только под давлением жизненных испытаний и внутренних противоречий.
Совершенство
Точно так же, как инжир является противоположностью граната, маслины в нас контрастируют с седьмым фруктом — фиником, олицетворяющим собой мир, спокойствие и совершенство.Несмотря на то, что мы проявляем лучшее в себе под давлением невзгод, в то же самое время в нашей душе есть потенциал, способный полноценно проявиться лишь тогда, когда мы находимся в состоянии мира с самими собой, когда мы достигаем баланса и гармонии противоречивых компонентов нашей души.
Как сказано в Псалмах (92:13): «Цадик (праведник) расцветет как финиковая пальма».В книге Зогар говорится, что некоторые виды финиковых пальм начинают плодоносить только после 70 лет жизни. Человеческий характер состоит из семи основных качеств, каждое из которых в свою очередь состоит из десяти подклассов. Таким образом, цадик, который «расцветает» после 70 лет — это плод абсолютного спокойствия, продукт души, каждый аспект и нюанс которой был очищен и доведен до полной гармонии с самим собой, с ближними и с Б-гом.
Хотя маслины и финики описывают противоположные особенности характера, обе эти особенности уживаются в каждом человеке. Ибо даже когда мы боремся изо всех сил, мы можем найти утешение и поддержку в невозмутимом совершенстве, таящемся в глубине нашей души. И наоборот, находясь в состоянии полного спокойствия, мы всегда можем бросить вызов самим себе, который подтолкнет нас к еще большим достижениям.
Адаптировано из трудов Любавичского Ребе Янки Таубером, перевод с английского Й. Крупенина. Источник: «Сефер Асихот 5750», т. I, сс. 273-282; «Сефер Асихот 5752», т. I, сс. 325-328.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Псалмы, 104:15; Млахим (Цари) I, 5:8. См. тж. Талмуд, трактат Сота 14а.
2. Шофтим (Книга Судей), 9:13.
3. Песнь Песней, 4:3.
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.