В течение года, в каждую последнюю Субботу месяца мы благословляем наступающий месяц. Но не так это в последнюю Субботу Элула, последнего месяца года – наступающий месяц Тишрей мы не благословляем.
Причину этого объяснил Алтер Ребе со слов своего учителя, Межереческого Магида, который в свою очередь слышал это от Бааль Шем Това: «Первый месяц наступающего года благословляет сам Всевышний, и силой этого благословения евреи, в свою очередь, благословляют остальные месяцы года».
Какое же благословение дает Творец? Оказывается, оно звучит в главе Торы «Ницавим», которую обычно читают в Субботу перед Рош-Ашана: «Вы стоите сегодня». Слово «сегодня» подразумевает Новый Год, День Суда. И также сказано в Книге Йова: «и был день» и объяснили наши мудрецы – «и был день Великого Суда». В нашей недельной главе Всевышний обещает, что в день наступления Нового Года «вы стоите», то есть вы живы – «оправданы на Суде».
От общего к частному
Благословение, о котором говорит здесь Тора – общее. Поэтому сразу же после него следует детализация: «Главы колен ваших, старейшины ваши и надсмотрщики ваши … от дровосека твоего и до черпающего воду для тебя». В тексте перечисляются все сословия в народе Израиля для того, чтобы сказать, что каждый получает свое особое, необходимое именно ему, благословение.
Задача всех этих благословений одна – «чтобы вступить тебе в союз с Б-гом, Вс-сильным твоим». Заключение союза означает возникновение единства. Когда два человека заключают союз между собой – они как будто становятся единым целым. Такой должна быть связь между народом Израиля и Творцом – еврей должен чувствовать, что он и Всевышний – одно целое.
Главное – действовать
Главная цель состоит в том, чтобы дать этому союзу практическое воплощение. Благословения Творца должны найти в этом материальном мире свое выражение в виде материального изобилия. Как известно, суд в Рош-Ашана вершится над материальным миром, и поэтому благословение Всевышнего приходит именно в виде материального изобилия.
Так это должно быть и в служении Творцу – оно не должно остаться только на духовном плане, но найти свое выражение и в реальных поступках. Сказали мудрецы Мишны: «Основное – не рассуждения, а поступки». Главное не намерения, а практическое исполнение заповедей. Поэтому закон постановляет, что одно лишь намерение недостаточно для того, чтобы заповедь считалась выполненной. Зато практическое исполнение заповеди, даже без должного намерения – засчитывается (однако, для того, чтобы исполнение было совершенным, требуется и намерение).
Подняв голову
Настоящее служение Творцу, в том числе возвращение на пути Торы, посредством которого заключается союз, удостоит нас получения благословения Всевышнего в эту субботу. А месяц Тишрей будет источником изобилия добра всему народу Израиля на весь год.
Пусть это будет благословение на «хорошую запись и печать», на добрый и сладкий год – вплоть до раскрытия главного Добра – полного и истинного Избавления с приходом нашего праведного Машиаха. И чтобы смогли мы встретить его с гордо поднятой головой, в ближайшее время.
(Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение)
(Пересказ беседы Ребе, опубликованной в «Ликутей сихот», т. 4, стр. 377. Изложение р-на Давида Эльдина)
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.