Home Традиции Понятие «Святой» земли

Понятие «Святой» земли

by admin
0 comment
Основано на послании Любавического Ребе

А Б-г сказал Авраму после отделения Лота от него: «…Всю страну, которую ты видишь, – тебе отдам ее и потомству твоему навеки»
Брейшит, 13:14,15

И сказал ему: «Я – Б-г, который вывел тебя из Ур-Касдима, дабы дать тебе эту страну в наследие» Брейшит 15:7

В 2488 год после сотворения мира Иеошуа перевел армии Израиля численностью 600 тысяч человек через реку Иордан, чтобы завоевать землю, которую Б-г заповедовал Аврааму.

За семь лет войны израильтяне одержали победы над армиями 31 кнаанского царя. После этого Иеошуа разделил землю между двенадцатью племенами израилевыми, и каждое племя поселилось на отведенном ему участке. Но очаги сопротивления оставались, и процесс покорения и завоевания Святой земли завершился только через 400 лет, во время правления царя Давида, который победил филистимлян и взял Иерусалим.

С приходом к власти сына Давида, царя Шломо, евреи четыре века главенствовали на Святой земле – тогда в Иерусалиме был воздвигнут священный Храм, это эра первого Храма. Но в 3205 году северное царство Израиля было захвачено ассирийским царем Шалманезером, и жившие там 10 племен были изгнаны. Еще век спустя южное царство Иудеи захватил царь Вавилонии Навуходоносор и установил там свою власть. В 3338 году Навуходоносор уничтожил священный Храм в Иерусалиме, и фактически все евреи были изгнаны со своих земель.

Возвращение
Иудейский народ вернулся в Святую землю через 70 лет после ссылки в Вавилонию. Под водительством Эзры и Нехемии был восстановлен священный Храм, после чего начался второй период жизни в родном краю. Эра второго Храма длилась 420 лет – потом второй Храм был уничтожен римлянами, и евреи были рассеяны по всем концам земного шара.

Периоды первого и второго Храмов во многом отличались – в вопросах духовных, материальных, культурных и политических. По-разному относится к этим периодам и закон Торы. Одно из этих различий заключалось в следующем: при Иеошуа народ Израиля завоевал святую землю и в конечном счете установил на ней свою власть, при Эзре же евреи вернулись как поселенцы, получив такое право от персидских императоров, потому что именно последним тогда принадлежала Святая земля. Собственно говоря, бо€льшую часть эры второго Храма Святая земля находилась под игом иностранных царей – персидских, греческих, а после короткого периода независимости в 70 лет, и римских.

Казалось бы, значение эры первого Храма неизмеримо выше. Действительно, во многих отношениях эра второго Храма уступала эре первого Храма. Однако самый главный закон, оговаривающий статус Святой земли, говорит об обратном: ее заселение при Эзре имело большее и более длительное значение для нашей связи со Святой землей, нежели при Иеошуа.

О земле Израиля в Торе говорится, как о «Святой» земле. По сути это означает, что Б-г, создавая мир и строя относительно него свои планы, отвел этой земле особое место. Святость земли Израиля выражается в том, что многие Б-жественные заповеди Торы напрямую связаны с этой территорией и не могут быть реализованы в других местах. При том, что сущая святость земли Израиля подлинна и существует всегда и при всех условиях, ее Б-жественная святость связана с тем, что она принадлежит еврейскому народу. Заповеди Торы, касающиеся Святой земли, распространяются только на те ее части, что принадлежат евреям. Другими словами, вступив во владение землей Израиля, еврейский народ освятил ее, установил границы, внутри которых могут быть исполнены заповеди.

Таких освящений было два: первое, ставшее результатом победы Иеошуа, и второе вследствие заселения Святой земли при Эзре. Закон Торы указывает: освящение при Иеошуа было временным – когда народ Израиля был изгнан в Вавилонию, земля утратила свой священный статус. Освящение же при Эзре оказалось постоянным, оно осталось в силе и после разрушения второго Храма и изгнания еврейского народа. По сей день святые границы, внутри которых действуют заповеди, – это границы иудейского поселения в эру второго Храма, а не первого.

Маймонид объясняет: поскольку первое освящение стало результатом завоевания, оно длилось ровно столько, сколько иудеи смогли удержаться на завоеванных позициях. Зато второе освящение никак не было связано с политическим суверенитетом и никак от него не зависит. И поэтому когда у нас отняли землю во второй раз, ее святость ничуть не уменьшилась.

Дар или наследие
Рогачевский гаон (известный ученый и толкователь Торы, рабби Йосеф Розен, 1858-1936) сопоставляет эти два освящения со стихами, приведенными в начале этого очерка. В 13-й главе Лех Лехо мы впервые читаем об обещании, которое Б-г дает Аврааму: «…Всю страну, которую ты видишь, – тебе отдам ее и потомству твоему навеки». В 15-й главе Б-г подтверждает данное Аврааму обещание. Здесь впервые появляется слово «наследие» применительно к отношению народа Израиля к Святой земле.

По закону Торы дар может быть временным, наследие же по определению всегда бессрочно. (Закон говорит: человек может передать другому свое поле на 20 лет, после чего оно может быть передано кому-то еще. Но если он скажет: «Мой сын наследует это поле на двадцать лет», – такое заявление не будет иметь юридической силы, ибо дар «прервать» можно, наследие же – нельзя.) Стих в главе 13-й, когда Б-г обещает отдать землю потомству Авраама, относится к завоеванию Иеошуа, и дар этот может быть возвращен. В главе 15-й речь ведется о поселении Эзры на Святой земле – это уже наследие, следовательно, оно вечно.

Термины «дар» и «наследие» также отражают природу этих двух «приобретений» Святой земли. В случае дара связь получателя с подарком зависит от воли и прав дарителя. Даритель определяет и время владения даром. С другой стороны, право на наследие является неотъемлемым для наследника: унаследованное принадлежит ему не потому, что это было ему дано, а в связи с тем, кто есть он сам. И никакие внешние факторы не могут повлиять на наследство.

Освящение земли при Иеошуа стало следствием внешних событий – завоевания. Поэтому, как и дар, оно длилось ровно столько, сколько длился вызвавший его к жизни вектор. Когда плоды завоевания были утрачены, утратился и Б-жественный статус Святой земли.

Во времена Эзры еврейский народ освятил Святую землю не путем завоевания, а путем ее заселения. Таким образом, со Святой землей была установлена неразрывная связь, не зависящая от военной мощи или политического правления. В этом случае евреи пришли как наследники, их взаимоотношения со Святой землей проистекали изнутри, на основе того, кто суть они сами, никакого постороннего навязывания не было. И освящение Святой земли, как и наследование, оказалось неподвластно воздействию извне, оно не утратило силу, когда римские армии согнали евреев с их земли.

Земля как жизнь
Цель создания, как говорят наши мудрецы, в том, что Б-г решил поселиться в физическом мире. Это значит, что человек должен освятить материальное существование и превратить его в «дом» для Б-га – место, где Его воплощение находит свое выражение и присутствует. Можно сказать, что попытка завоевать и освоить землю, а затем преобразовать ее в «Святую» землю представляет собой наиболее общую задачу жизни на земле.

Существуют два основных пути освящения земли – путь «покорения» эры первого Храма и путь «заселения» эры второго Храма. Точно так же есть два пути освящения жизни на макрокосмическом уровне, они соответствуют двум состояниям человека – цадик (абсолютный праведник) и баал-тшува (раскаивающийся).

Если рассматривать эти термины в узком смысле, цадик – это человек, в высшей степени несущий и творящий добро, его поведение безупречно, в характере нет никаких отрицательных черт, а баал-тшува ведет вечную борьбу с отрицательным началом в себе самом и окружающем мире.

Как цадик, так и баал-тшува участвуют в развитии и освящении материального мира. Цадик оказывает влияние на мир извне. Ему чужды заботы и ловушки материальной жизни, он излучает добро и покоряет силы тьмы своим ярким светом. Но поскольку речь идет о воздействии извне, свет этот действует ровно столько, сколько цадик его поддерживает. Ведь сам мир остается неизменным, он лишь попадает под влияние внешней силы.

Баал-тшува, напротив, преобразует мир изнутри. Он не чужд соблазнов материальной жизни и отнюдь не сторонний наблюдатель ее вывихов и извращений. Когда он освящает мирское, это освящение происходит изнутри, из внутреннего потенциала мира. Баал-тшува не оснащен внешними источниками святости и потому проникает в глубь природы материального, чтобы обнаружить свет, сокрытый во тьме, обнаружить святость, сокрытую в мирском. Поскольку речь идет о преобразовании изнутри, сотворенное баал-тшува пристанище для Б-га является самодостаточным и непреложным.

В эру первого Храма именно цадик был олицетворением нашего народа. Рожденные на Синае, сформировавшиеся в духовном коконе поколения, путешествовавшего по пустыне, мы не имели связи со Святой землей, с материальной составляющей творения. В итоге мы завоевали эту землю, оказали на нее влияние извне, и духовное естественным путем возобладало над материальным. Но поскольку это было покорение, навязанное свыше, святость земли оставалась в силе не дольше, чем оставались в силе сами результаты покорения. Когда мы отвернулись от Б-га, когда утратили свое духовное начало, то утратили и землю, а земля – свою святость.

Из Вавилонии мы вернулись в свою землю как народ баал-тшува. Это значит, мы поддались злу, чтобы как следует им проникнуться, стали народом, который сблизился с материальным миром, постиг его пороки. На сей раз мы заселили Святую землю. Наша цель заключалась не в том, чтобы завоевать ее и подчинить себе, но в том, чтобы развить ее изнутри, высвободить ее потенциал как обиталища Б-га.

На сей раз нам удалось добиться освящения неотъемлемого и длительного. И даже когда впоследствии наши прегрешения и неудачи заставили нас покинуть Святую землю, она так и осталась святой, потому что никакие самые мощные армии, никакие силы зла не могли отнять святость, которая стала составной частью наследия, полученного нами от наших предков.

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

Возможно вам понравится