Home Недельная Глава Недельная глава — Дварим

Недельная глава — Дварим

by admin
0 comment

В первый день месяца Шват (за 37 дней до своей кончины) Моше начинает повторение Торы собравшимся сынам Израиля, вспоминая случившиеся события и те законы, что были даны Свыше в течение их сорокалетних странствий, упрекая народ за их грехи и пороки и призывая их хранить Тору и соблюдать ее заповеди в той земле, которую Б-г дает им в вечное владение, в которую они придут после смерти Моше.

Моше вспоминает, как он назначил судей и смотрителей, чтобы облегчить свое бремя вершить суд над народом и учить их слову Б-жьему; вспоминает путешествие от Синая через великую и страшную пустыню; вспоминает поход разведчиков и последовавший вслед за тем отказ народа от Земли Обетованной, в следствие чего Всевышний постановил, что все поколение Исхода должно будет умереть в пустыне. «Также и на меня, — говорит Моше, — прогневался Г-сподь из-за вас, сказав: «И ты не придешь туда»».

Моше также вспоминает недавние события: отказ народов Моава и Амона позволить израильтянам пройти через свои земли; войны с эморейскими царями Сихоном и Огом и расселение на их землях колен Реувена и Гада и части колена Менаше; а также напутствие своего преемника Йеошуа, который приведет народ в Святую Землю и возглавит евреев в битвах за овладение ею: «Не страшитесь их, ибо Г-сподь, Б-г ваш, Сам ведет за вас битву!»

Упрек с подарком

«(Моше укорял еврейский народ) после того, как он разбил Сихона, царя Эморейского, …и Ога, царя Башанского…» (Дварим, 1:4)

Люди с гораздо большей готовностью воспринимают упрек, если перед этим получают какую-то материальную выгоду от того, кто их укоряет. Справедливый укор является на самом деле духовным благом. Предваряя духовное благо благом материальным, мы делаем так, что обе стороны – и укоряющая, и воспринимающая упрек – относятся к упреку правильным образом, а не как к проявлению обычной недоброжелательности.

Одна из причин, почему Моше обратился к еврейскому народу со словами упрека лишь незадолго до своей смерти, состоит в том, что он хотел это сделать именно после завоевания земель эморейских царей. Своим примером Моше продемонстрировал, что упомянутый выше принцип должен быть применен, даже если человек или группа людей заслуживают упрека в таком тяжелом грехе, как грех Золотого Тельца. Поступок Моше дает нам понять, что необходимо стараться оказывать другим максимально возможную помощь – как материальную, так и духовную, – чтобы помочь им вернуться на правильный путь.

Помимо всего, такого рода помощь, оказанная другим, дает нам самим возможность заслужить помощь Свыше, чтобы найти верную дорогу в жизни, вместе с благословением на процветание и достаток. 1

ПРИМЕЧАНИЯ
1. «Ликутей Сихот», т. 1, с. 133-134; «Сихот Кодеш 5737», т. 1, с. 155-161, 367-369.

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

Возможно вам понравится

Leave a Comment