Home Недельная Глава Недельная глава — Матот-Масъэй

Недельная глава — Матот-Масъэй

by admin
0 comment

В начале главы «Матот» Моше объясняет законы обетов и клятв, особенно, применительно к женщинам: когда их отец или муж имеет право отменить их клятву и когда не имеет.

Затем начинается война против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч человек (по тысяче от каждого колена) громит врага, убивает пятерых мидьянских царей, всех мужчин и чародея Билама, пытавшегося ранее проклясть евреев. Моше порицает командиров за то, что они оставили в живых женщин, главных виновниц аморального поведения сынов Израиля.

После подсчета и распределения военных трофеев начальники тысяч и сотен сообщают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и во искупление своих душ они приносят в Шатер откровения золотые изделия.

Колена Гада и Реувена просят разрешения остаться в Заиорданье, где есть обширные пастбища для их многочисленного скота. Вначале Моше отказывает им, боясь повторения греха разведчиков, но после того, как те заверяют пророка в своем твердом намерении вступить в Эрец-Исроэль, активно участвовать в войнах с хананеями и лишь потом вернуться на восточный берег Иордана, он соглашается.

В главе «Масъэй» перечисляются 42 пункта, где народ Израиля располагался станом во время странствий по пустыне: с момента Исхода и до последней стоянки в степях Моава у реки Иордан напротив Земли Кнаан.

Кроме того определяются границы Земли Обетованной, и назначаются города-убежища как укрытия и места изгнания для совершивших неумышленное убийство.

Упоминавшиеся ранее дочери Цлафхада выходят замуж за людей из их же колена Менаше, с тем чтобы надел их отца не перешел к другому колену.

Зри в корень

В начале главы «Матот» сказано: «Если человек даст обет Б-гу или поклянется клятвой, приняв запрет на себя, то не должен он нарушать слова своего, все, как вышло из уст его, должен он сделать».

Что такое обет перед Б-гом? По сути дела таковым является принятие на себя человеком ограничений в разрешенных Торой вещах. По сути дела, произнося обет, человек присваивает данной вещи статус эквивалентный святости священной жертвы, тем самым делая это запрещенным для себя.

Мудрецы относятся к обетам двойственно. С одной стороны, они признают положительное влияние обета, считая его «оградой благочестию», с другой — порицают принявшего на себя обет: «мало тебе того, что запретила Тора, ты еще хочешь ввести дополнительные запреты?!»

На самом деле никакого противоречия нет. Есть люди, для которых обеты являются положительной вещью, но есть и такие, кому не следует принимать на себя обеты, и кто даже в силах освобождать других людей от обетов.

Человеку, не поднявшемуся пока на достаточно высокую ступень службы Всевышнему, следует ограждать себя и в разрешенном, так как оно без ограничений может причинить ему духовный упадок. Но тот, кто находится уже на той ступени, когда можно быть уверенным, что разрешенные Г-сподом материальные ценности этого мира не причинят ему вреда, не должен абстрагироваться от «мирского», наоборот, он должен очищать материальность этого мира от скверны и освящать его.

В идее обетов мы можем увидеть очень важный принцип. Еврей, добровольно отказывающийся от некоторых излишеств или радостей этого мира, делает это не подчеркивая их негативную сторону, а напротив, присваивая им священный статус жертвы, он делает их запрещенными себе в силу их святости.

Этот принцип согласуется с правилом учения Хасидизма о том, что исполнение указания Торы «Сторонись зла!» достигается не размышлением о зле и постижением всей его нечистоты, а главным образом через увеличение святости благодаря большему усердию в исполнении симметричного указания «Твори добро!»

Свет обладает таким свойством, что даже малое его количество само по себе разгоняет тьму. Оказывая положительное влияние на мир, мы автоматически уничтожаем зло. Иначе говоря, чтобы бороться со злом, надо творить добро, и тогда зло самоустраниться.

Из этого можно извлечь важный урок, применимый в наших отношениях с другими людьми. Обозревая мир вокруг себя, общаясь с окружающими, мы не должны искать негативное. Мы можем видеть отрицательные качества у своего ближнего, но не надо забывать, что он, как и мы, — обладатель Б-жественной души, «частицы Самого Б-га». И вместо того, чтобы огульно порицать и запугивать наказанием, человеку нужно объяснить, что в нем таятся великие сокровища его души, скрытые под слоем песка, которые нужно лишь очистить и раскрыть.

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

Возможно вам понравится

Leave a Comment