Среди большинства евреев распространено мнение о том, что те, кто получили в наследство идиш, гефилте фиш, дальних или не очень предков с длинными пейсами, это ашкеназы, а остальной еврейский мир это сефарды. На самом деле все несколько сложнее и интереснее.
Начнем с того что сами слова сефарды и ашкеназы происходят от названий стран Сфарад и Ашкеназ: Испания и Германия. Хотя, если быть точным, название Ашкеназ относилось к территории, находящейся на месте сегодняшней Германии и части северной Франции. А именно — на берегах реки Рейн.
Первые следы еврейского пребывания на территории современной Германии датируются IV веком нашей эры. В 1930 г. в Кельне было обнаружено еврейское кладбище той эпохи. В то время Римская империя все еще была доминирующй силой в Европе. А уже в больших количествах евреи появились в этих местах в IX веке во времена правления Карла Великого, короля франков, объединившего Западную Империю, в которую вошли современные Франция, Германия и северная Италия. В большинстве своем миграция проходила из южной части Европы на берега Рейна. Есть мнение, что Карл Великий пригласил рабби Калонимуса из Южной Италии в Майнц. Потомки рабби Калонимуса на протяжении четырех столетий становились лидерами многих общин Ашкеназ. Они открыли несколько йешив, и это споосбствовало тому, что уже к 960 г. ашкеназийские общины глубоко укоренились по берегам Рейна.
К сожалению позже начались крестовые походы и многичсленные изгнания евреев из западноевреопейских стран. На этом фоне благожелательность польских королей сыграла большую роль в масссовой миграции еврейского населения с запада на восток, а именно в Польшу и Богемию (современную Чехию). В 1264 г. польский король Болеслав подписал закон, защищающий права евреев, а дальнейшие привилегии были раширены и закреплены Казимиром III. Начался золотой век Польского еврейства. Численность евреев в польском королевстве настолько выросла, что к XVI веку составляла 80% всех ашкеназских евреев.
В Российской империи, где им до сих пор запрещалось жить, евреи оказались в 1791 г. после Второго раздела Королевства Польского, когда его восточные территории вместе с местным населением отошли под управление Екатерины II. На их месте образовалась так называемая черта оседлости. В нее вошли местечки или штетлах — специально оговоренные поселения полугородского типа — значительной части Королевства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии и Украины. В деревнях евреям жить не дозволялось.
Таким вот образом германские ашкеназы оказались далекими предками многочсленных польских, венгерских, русских, литовских, все тех же немецких — одним словом, современных европейских евреев.
ЙЕХУДИС ХАНИН
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.