Важнейшей заповедью Торы о празднике Суккот, является повеление «…возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, ветви пальмовые и побеги дерева густолиственного и верб речных…» (Пятикнижие, книга Ваикра, 23:40).
Разумеется, поверхностное чтение этих стихов не дает всей необходимой информации для исполнения заповеди. Трудно даже понять, о каких именно растениях идет речь. Точное и подробное объяснение мы находим в Устной Торе: «плод дерева великолепного» – это этрог (особый вид цитрусовых); «пальмовая ветвь» – это лулав, верхний молодой (еще не распустившийся) побег финиковой пальмы; «дерево густолиственное» – адас (мирт); «верба речная» — это арава (плакучая ива), ветки которой имеют красноватый оттенок, а листья — длинные, с гладкими краями.
Эти четыре вида растений (арбаа миним) необходимы для исполнения заповеди праздника Суккот – нетилат-лулав.
Законы, связанные с кашерностью четырех растений, столь сложны, что многие, покупая их, предпочитают советоваться с раввином или заказывать набор, имеющий авторитетный сертификат кашерности.
Желательно, чтобы этрог был созревшим, желтого цвета, с сильным приятным ароматом (хотя для исполнения заповеди пригоден и зеленый) В Хабаде принято пользоваться калабрийским этрогом.
Важно, чтобы этрог не был плодом скрещивания видов (этрог муркав).
Желательно, чтобы лулав был прямым и зеленым, а все его листья плотно прилегали друг к другу Минимальная длина ствола лулава – 32 см.
Мирт, который мы берем для исполнения заповеди, — адас мешулаш («тройной») На ветке мирта каждая тройка листьев должна выходить из одного горизонтального кольца. Сами листья должны быть настолько длинны, чтобы их вершины прикрывали основания листьев следующего ряда. Минимальная длина «тройного» адaca – 24 см (в крайнем случае, не менее 20 см). Маленькие веточки, выходящие из ветви адaca между трехлистными рядами, осторожно удаляют.
Минимальная длина ветки аравы – 24 см (в крайнем случае не менее 20 см).
Для исполнения заповеди нетилат-лулав связывают вместе один лулав, две ветки аравы и не менее трех веток адaca. Связывают ветви полосками, отщепленными от длинных дистьев лулава.
Нижняя перевязь полностью скрыта ветками адaca и аравы, а верхняя – хотя бы отчасти Ветки адaca и аравы привязывают к нижней части лулава тремя перевязями, причем расстояние от нижней перевязи до верхней не должно превышать 8 см.
Три ветки адaca распределяются в связке следующим образом одна справа, другая слева и одна чуть правее середины одну ветку аравы привязывают справа, другую – слева, причем ветки адaca должны слегка прикрывать их. Лулав при этом должен находиться в том же положении, что и при исполнении заповеди нетилат-лулaв, – его надо повернуть к себе той стороной, на которой виден ствол (сдера).
Заповедь нетилат-лулав исполняют стоя. Берут лулав (здесь и далее мы будем называть так все три растения: лулав, араву и адac, связанные вместе) в правую руку – так, чтобы сдера была обращена к исполняющему заповедь, а этрог – в левую, – и произносят благословение «повелевший нам совершать нетилат-лулав»:
БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДЭШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ НЭТИЛАТ ЛУЛАВ.
Затем этрог присоединяют к лулаву таким образом, чтобы верхняя треть этрога касалась нижней части лулава. В первый день праздника, когда заповедь нетилат-лулав исполняют впервые, после этого благословения произносят «шеэхеяну»:
БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЕЭХЕЙАНУ ВЭКИЙМАНУ ВЭИГИЯНУ ЛИЗМАН АЗЭ.
Нетилат-лулав представляет собой сложную серию движений: лулав берут в правую руку, встают лицом к востоку и, держа его у сердца, произносят благословение. Затем берут левой рукой этрог, присоединяют его, держа плодоножкой вниз, к нижней части лулава. Затем следует вытянуть руки в направлении юго-востока, прижать их к груди у сердца и повторить эти движения троекратно. Затем делают то же самое, вытягивая руки в северо-восточном направлении, в восточном, затем поднимают руки, возвращают их к сердцу, затем опускают и возвращают к сердцу, затем вытягивают в юго-западном направлении и, наконец, – в направлении запада. Каждое возвратно-поступательное движение (в одном из шести направлений) повторяют трижды.
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.