МИССИЯ МИХИ
Во время царствования царя Иотама еще один великий пророк возглашал свои упреки народу Иеудеи в его грехах и предсказал падение Шомрона и Иерушалаима. Это был Миха из города Морешет.
Миха выступал в защиту угнетенных и обездоленных. Он разоблачал ростовщичество и вырождение богачей и правящих классов. Вот слова пророка:
«Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила. Пожелают полей, – и берут их силой, домов – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. Посему так говорит Превечный… Я помышляю навесть на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое». Пророк открыто порицает продажность главарей и судей. Он говорит:
«Слушайте же это, главы дома Яаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое; созидающие Цион кровью и Иерушалаим – неправдою. Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Превечного, говоря: не среди ли нас Превечный? Не постигнет нас беда! Посему за вас Цион распахан будет как поле, и Иерушалаим сделается грудой развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом». Пророк вступает в спор со своим народом, описывая великие деяния Б-жьи ради Исраеля и пренебрежение народа Им.
«Слушайте, что говорит Превечный: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой. Слушайте, горы, суд Превечного, и вы, твердые основы земли, ибо у Превечного суд с народом своим, и с Исраелем Он состязуется. Народ Мой! Что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне. Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства, и послал перед тобою Моше, Аарона и Мирьям. Народ Мой! Вспомни, что замышлял Балак, царь Моавитский, и что отвечал ему Билеам,– сын Беорав, и что происходило от Шиттима до Гилгала, чтобы познать тебе праведные действия Б-жьи». Затем пророк отвечает народу, который под впечатлением большой милости, оказанной ему Б-гом, обращается к пророку с вопросами:
«С чем предстать мне пред Превечным, преклониться пред Б-гом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но, можно ли угодить Превечному тысячами баранов или неисчилимыми потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего -– за грех души моей?». На это пророк в своем ответе объясняет народу, что требования Б-жьи весьма скромны:
«О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Превечный: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномуд-ренно ходить пред Б-гом твоим!» Как и Иешаяу, Миха объявил об обреченности Иерушалаима, но одновременно он предвидит конечное торжество Исраеля среди народов всего мира, когда их мечи превратятся в орала и мир будет господствовать во всем мире.
«Каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Б-га Цеваота изрекли это. Ибо все народы ходят, каждый – во имя своего Б-га; а мы будем ходить во имя Б-га нашего Превечного во веки веков».