БЕГСТВО ИОНЫ
Одним из величайших пророков времени царствования Иерав’ама II был Иона сын Амитая, который еще будучи учеником пророка Элиши помазал на царство царя Еу и потому пользовался особым благоволением Иерав’ама. Однажды Б-г повелел Ионе отправиться в Нинвей, один из крупнейших городов того времени, и предсказать гибель этого города, потому что порочность его жителей достигла предела. Но это поручение было Ионе не по душе. Нинвей был заклятым врагом Исраеля, и Ионе лучше хотелось видеть его гибель. Если ему удастся выполнить Б-жье поручение и Нинвей будет пощажен, город этот так и останется постоянной угрозой Исраелю. Поэтому Иона пытался избежать необходимости быть исполнителем этого поручения. Он сел на корабль, отплывающий в Таршиш, надеясь, что о данном ему поручении будет забыто. Когда корабль был в море, Б-г наслал на море шторм, угрожавший разбить и потопить корабль. Матросы перепугались и каждый из них молился своему Б-гу. Иона же лег, чтобы уснуть. Капитан корабля, видя спящего человека, подошел к нему и стал его порицать за то, что он спит в такой грозный час, вместо того, чтобы, как все, молиться Б-гу. Между тем, матросы бросили жребий, чтобы узнать по чьей вине постигло их это несчастье. Жребий пал на Иону. Когда матросы спросили его, кто он такой, откуда он и чем он занимается, Иона им сказал, что он еврей и служитель Б-га Создателя земли и неба. Тогда матросы спросили его, что им делать, чтобы бушующее море успокоилось и корабль со всеми людьми на нем был спасен. На это Иона ответил, что им остается только бросить его самого в море, и шторм сразу же утихнет, потому что шторм был вызван его, Ионы, отказом подчиниться повелению Б-жьему. Вначале матросы отказались сделать так, как сказал им Иона. Но шторм становился все свирепее, и трагичный конец казался неминуемым. С большой неохотой матросы бросили Иону в воду, и шторм сразу прекратился.
Как только Иона очутился в воде, Б-г послал большую рыбу, чтобы поглотить Иону живьем. Три дня и три ночи пробыл Иона внутри этой рыбы. В постигшей его беде он взмолился Б-гу, прося спасти его, и Б-г повелел рыбе выплюнуть Иону на сушу.
ИОНА В НИНВЕЕ
И вновь Б-г повелел Ионе отправиться в Нинвей, чтобы передать Б-жье послание. На этот раз пророк выполнил Б-жье повеление. Явившись в Нинвей, Иона сразу же пошел прямо на самую оживленную площадь и об’-явил, что через сорок дней город погибнет. Торжественное предупреждение пророка наэлектризовало город. Жители города поверили пророку и покаялись. Они постились и одели рубища; даже сам царь снял с себя свои царские одежды и оделся в траур. Каждый житель города честно и искренне решил оставить свое порочное прошлое. Весь народ от души пытался исправить свои пути поведения. Добытое неправедными путями добро было возвращено хозяевам, и несправедливые судебные решения были пересмотрены. Б-г увидел, что люди искренни в своем покаянии и простил им. Нинвей был спасен.
Ионе не понравился такой оборот дела. Он надеялся, что гибель Нинвея, если бы жители города не покаялись, навсегда избавит народ Исраельский от одного из его злейших врагов. Он построил себе хижину за чертой города и жил там отшельником. Иона желал знать, какова будет судьба города. Был очень жаркий день, и Б-г дал произрасти такому растению, которое дало тень Ионе и защитило его от жала жгучего солнца. Это доставило Ионе великую радость. Затем Б-г послал червь, который подточил это растение, и оно засохло.
Без такой защиты солнце немилосердно палило, Иона изнемог и просил себе смерть. Тогда ослабевший пророк услышал слова Б-жьи:
«Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Нинвея, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличать правой руки от левой (то есть детей), и множества скота»[1].
[1] История пророка Ионы рассказана в книге Ионы, являющейся частью Библии и читаемой ежегодно в день Иом-Киппура в синагоге. Это очень сильное послание Б-жье является своевременным напоминанием о Б-жеском милосердии ко всем, искренне к Нему возвращающимся.