Home Традиции Скромность луны

Скромность луны

by admin
0 comment

Рохель Гольцкеннер

 

За несколько дней до Исхода евреев из Египта Моше получил указание от Всевышнего собрать всех евреев и начать обучать их законам. Это должно было стать первым уроком из цикла «Как быть евреем» для начинающих.

Вслед за этим звучит и первый закон: «Месяц этот для вас – начало месяцев» (Шмот 12:2). В Мидраше (Мехильта) объясняется: «Б-г показал Моше новую луну и сказал: «Всякий раз, когда луна обновляется, это будет для вас начало месяца».

Самая первая заповедь относилась к освящению новой луны при первом появлении света обновившегося месяца. Этот наказ должен был стать первым среди сотен других заповедей. Одной из причин, в силу которых заповедь об освящении нового месяца была дана самой первой, является тот факт, что сами евреи подобны луне: наша самоидентификация связана с ее динамикой.

Отслеживание роста луны подобно ежемесячному прочтению описания нашей миссии в этом мире. Луна может дать отчетливое понимание нашего пути. Из двух небесных светил – солнца и луны – для понимания своей самоидентификации мы выбираем только луну – меньшее из светил.

В Талмуде сказано: «Еврейский народ можно сравнить с луной, поэтому мы ведем отсчет по ее циклу».

Самым очевидным сходством между еврейским народом и луной являются их резкие колебания. На моей любимой демографической карте еврейского народа на протяжении шести тысячелетий кривая численности евреев опускается и поднимается, отмечая четкие циклы взлетов и падений в истории нашего народа. Во времена царя Давида народ Израиля насчитывал два миллиона человек, а после возвращения из Вавилонского изгнания нас было лишь 200 тысяч. Численность еврейского народа увеличилась до трех миллионов в эпоху царствования Хашмонеев, а потом внезапно сильно сократилась, и после разрушения Второго Храма осталось лишь 900 тысяч евреев. Наконец к 1939 году мы достигли численности в 18 миллионов, с тем чтобы спустя шесть лет нас осталось только 12 миллионов.

Как и в случае с луной, в нашей жизни нет стабильности, но как и луна, мы очень живучи. Как только мы начинаем думать, что опустились на самое дно, нас снова подбрасывает и мы начинаем все сначала. Поэтому освящение новой луны дает нам надежду на возрождение. Луна, в отличие от солнца, сообщает нам о появлении новых сил.

В Каббале связь между евреями и луной рассматривается в совершенно новом свете. По мнению мистиков, солнце излучает два вида света: внешний, привычный нам свет, основная функция которого – освещение земли и содействие процессу фотосинтеза; а также «внутренний» свет. Внутренний свет имеет отношение не обязательно к функциональности, а просто к бытию. Этот свет слишком чист, чтобы исходить напрямую от солнца, он подносит себя только через посредника отражением от луны. И несмотря на то, что свет луны кажется слабее лучей солнца, на самом деле он воспроизводит сущностной свет главного светила.

Здесь и берет начало аналогия евреев с луной: иногда еврейский народ, как и луна, выглядит слабым, но отражает такой свет, который настолько сущностной, что иначе не виден.

Лунному циклу на самом деле присущ непрерывный рост. Отражая свет солнца, луна становится скромной. Она постепенно сливается с личностью солнца и ее, как отдельное светило, уже не видно. Отсутствие лунного света олицетворяет готовность луны служить солнцу. В свою очередь, солнце, реагируя на эту преданность, излучает луне свой самый сокровенный свет, и луна в свою очередь этот тончайший свет отражает. Таким образом, невидимость это еще не предел: «скромность» луны привлекает новый, более глубокий свет солнца, который она распространяет, делясь им с миром.

Изначально и солнце, и луна обладали равными силами. В Мидраше упоминается беседа Б-га и луны, в результате которой это соотношение изменилось.

– Владыка Вселенной, – сказала луна, – могут ли два царя [солнце и луна] делить одну корону? И ответил Творец:

– Иди и стань меньше. Луна сжалась и стала меньше.

На иврите слово «лехи» (иди) указывает на постепенный рост и продвижение вперед. «Продолжай идти и расти», – сказал Всевышний луне. Он воспользовался инициативой луны, чтобы поставить ее на путь, который требует временного уменьшения ради дальнейшего роста и достижения уровня столь высокого, что превосходит изначальные возможности.

В этом и заключался первый урок Моше. Несмотря на то, что свет Всевышнего постоянно излучается на землю, наша задача заключается в том, чтобы отражать внутренний сокровенный света Творца. По этой причине еврейский народ на первый взгляд кажется незначительным и подвергается преследованиям. Но этот фасад обманчив – тут и заключена суть нашего величия, позволяющая нам отражать истинный свет Б-га. Смирение подрывает cамосознание и раскрывает более глубокое понимание Б-га. По аналогии с луной в фазе убывания, евреи, казалось бы, должны были исчезнуть в изгнании, но это убывание лишь предвестник нового, сущностного света, который будет светить через них.

Каждый раз, будучи приниженной жизненными обстоятельствами, я думаю о колебаниях луны. Когда ущемлены интересы моего эго, и я чувствую себя последней неудачницей, я стараюсь помнить о том, что такой спад является одним из этапов процесса роста и возрождения. Когда эго вынуждено отказаться от контроля, появляется возможность стать более прозрачным партнером с Б-гом. Потеря моего старого самоопределения становится первым шагом коткрытию нового.

В первом обращении к еврейскому народу Моше говорил о луне. Смотрите на нее, следите за ее ростом, и вы увидите всю историю изгнания и ожидания избавления. Вы увидите историю народа, который настолько малочислен, что его с трудом можно заметить среди других народов; но отражает настолько мощный свет, что на этих людей невозможно не обратить внимания. Смотрите на луну, и вы поймете, что скромность – это предвестник начала совершенно нового этапа.

 

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

Возможно вам понравится