ПОБЕДА НАД ПЕЛИШТИМЛЯНАМИ
Возвращение Ковчега знаменовало собой поворот в религиозной жизни еврейского народа. Теперь многие евреи искренне жаждали изучать Тору и вернуться к Б-гу. Однако не мало было и таких, которые не видели ничего предосудительного в том, что они в одно и то же время имели у себя также различных идолов, они не считали это несовместимым с истинной верой в Б-га. Им казалось, что их вера в Б-га нисколько не страдает от того, что в их домах имелись эти безобидные истуканы. Но Шемуэль, который был уже теперь общепризнанным пророком и Судьей Исраеля, объезжал города, просвещая народ согласно истинному учению Торы и веры в Б-га Единого. Его дом был в родном его городе Раме, но ежегодно он посещал Бейт-Эйл, Гилгал и Мицпу, чтобы судить и обучать народ.
Шемуэль стремился вернуть народу единство, мир и безопасность; но он чувствовал, что это невозможно пока господствует идолопоклонство. Поэтому он созвал народ Исраельский и призвал его отказаться от чужестранных богов и вернуться к Б-гу всем сердцем. Народ выслушал его горячий призыв и в ответ на это уничтожил статуи Баала и Аштарот, чтобы служить одному только Превечному. Затем Шемуэль созвал евреев в Мицпу для великого всенародного жертвоприношения и молитвы. Пелиштимляне, услышав об этом мирном собрании, решили тут же напасть на евреев.
Евреи увидели приближающихся Пелиштимлян и воззвали к Шемуэлю, чтобы он молил Б-га спасти их. Пророк принес жертву всесожжения Превечному и просил Его помочь народу. Когда дым поднялся над алтарем, боевые ряды Пелиштимлян были уже близко, но в это время над их головами разразилась страшная буря, которая привела в замешательство их войско. Они обратились в бегство, и Исраельтяне преследовали их до южных границ страны для полного уничтожения. Теперь евреи легко отвоевали все города, которые Пелиштимляне захватили раньше. Кончилось тем, что Пелиштимляне были полностью покорены и ослаблены и больше не посмели нападать на евреев на протяжении всей жизни Шемуэля.
«ПОСТАВЬ НАД НАМИ ЦАРЯ»
Шемуэль состарился. Он назначил Судьями двух своих сыновей.
Однако, подобно двум сыновьям Эли, они не последовали по стопам отца. Народ не доверился им и опасался, что со смертью Шемуэля евреи вновь останутся без вождя. Старейшины явились поэтому к Шемуэлю с требованием: «Поставь над нами царя». Шемуэля очень расстроило такое требование. Он пытался отговорить их от этого, указав им на то, что цари у их соседей были деспотами. Языческий царь был жесток и жаден. Он грабил бедных и слабых, чтобы обогатить себя и своих придворных. Он был безразличен к нуждам народа. Он забирал в армию цвет молодежи, чтобы искать лично себе славу в победах. Он накладывал тяжелые поборы на своих поданных и ограничивал их свободу, подвергая их воздействию неслыханного беззакония. Но никакие доводы не могли убедить старейшин отказаться от этого требования, ибо они надеялись, что царь сумеет их объединить, сделав их единым народом, достаточно сильным, чтобы защитить свои границы от врага.
Когда Шемуэль увидел, что старейшины настаивают на своих требованиях, он спросил Б-га, должен Исраель иметь царя или нет. Получив положительный ответ, Шемуэль отпустил старейшин Исраеля, обещав им исполнить их желание.