ПРИТЕСНЕНИЯ СО СТОРОНЫ ПЕЛИШТИМ
И вновь культ Кенаанитов глубоко проник в еврейскую жизнь. Народ отступил от духа Торы. Кара Б-жья пришла теперь к евреям с запада. Расположенные по берегам Средиземного моря Пелиштимляне – потомки расы гигантов, которые когда-то владели Кенааном, – свирепые, воинственные и неугомонные, превратились в мощную народность. Они начали продвигаться все дальше вглубь страны, туда, где земля была более плодородной. В течение многих лет они представляли постоянную угрозу для Исраеля. Исраельтяне, ослабленные идолопоклонством и раздорами, часто терпели поражения и подпадали под власть соседей, подвергаясь жестоким притеснениям с их стороны. Военные контрибуции и тяжести порабощения, естественно, всего больше приходились на соседнее с Пелиштим колено Дана. Но это бремя чувствовал на себе в большей или меньшей мере также и весь народ. В течение многих лет Исраельтяне несли на себе это ненавистное ярмо, и они вновь возносили мольбу о помощи и спасении к Превечному.
ШИМШОН НАЗИР
Их освободитель пришел, наконец, и был он из колена Дана. В маленьком городке Цар’а жил некто по имени Маноах, жена которого была бездетной. Однажды явился ей ангел и объявил, что она станет матерью сына, который со временем высвободит евреев из под рук Пелиштим. Мальчик этот должен с самого дня рождения быть посвящен Б-гу как назир (монах), его волос никогда не должна касаться бритва. Пораженная услышанным, она рассказала об этом мужу, который в горячей молитве просил, чтобы посланец Б-жий явился вновь. Видение повторилось, и ангел вновь подтвердил, на этот раз обоим – Маноаху и его жене, рождение их удивительного сына, и повторил свои предыдущие указания. Пришло время и родился мальчик. Ему дали имя Шимшон (Самсон). Уже с ранних лет Шимшон обнаружил, что он обладает необычайной силой, благодаря которой он был в состоянии совершать сверхчеловеческие подвиги. Однажды ему попался навстречу молодой лев и Шимшон без особых усилий разорвал его надвое. Поняв, что такой силой он был наделен для того, чтобы помочь своему народу, Шимшон искал случая повернуть свой гнев против врага.
ПЕРВЫЕ ПОДВИГИ ШИМШОНА
Во время одного из своих странствований по стране Шимшону пришлось побывать в городе Тимне, расположенном к югу от его родного города Цар’а. Там он увидел пелиштимскую девушку, которая так ему понравилась, что он решил на ней жениться. Невзирая на то, что родители пытались отговорить его от этого, Шимшон все же настоял на своем, добившись перехода невесты в еврейство. На пути в Тимну, куда он направился вскоре после этого, чтобы справлять свою свадьбу, он прошел мимо того места, где он убил льва. И тут он обнаружил, что рой пчел построил свой улей внутри львиного трупа. Шимшон отведал меда из этого улья. В Тимне состоялась его свадьба и был устроен пир, который должен был продолжаться семь дней. На свадьбе было много молодых Пелиштимлян, друзей и родных его жены. Шимшон задал тридцати юношам из этой компании следующую загадку:
«Из кушающего вышла пища и из сильного вышло сладкое».
Если они разгадают эту загадку, он обязывается дать каждому по рубашке из тонкого полотна и перемену одежды, если же они не отгадают, то они должны дать ему тридцать таких рубашек и перемен одежды. Не будучи в состоянии разгадать загадку, гости уговорили невесту выведать у Шимшона смысл загадки и затем передать разгадку им. Ей удалось выполнить это, искусно взывая к нежности мужа, и в конце концов в последний день торжества молодые друзья жены сказали Шимшону:
«Что слаще меда и что сильнее льва?»
Шимшон сразу догадался откуда они это узнали, и он ответил им на свой особый лад:
«Если бы вы не пахали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки».
Решив заплатить свой долг необычным путем и в то же время наказать Пелиштимлян за их коварство и хитрость, он убил тридцать Пелиштимлян-угнетателей в Ашкелоне, снял с них одежду и отдал ее своим свадебным гостям. Затем, рассерженный и обиженный, он вернулся без жены в свой отчий дом в Цар’а.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПОХОЖДЕНИЯ ШИМШОНА
Во время жатвы пшеницы Шимшон вернулся в дом жены и предъявил свои права мужа, но отец жены сказал ему, что в его отсутствие его жена была отдана в жены одному из его друзей; вместо нее он ему предложил в жены ее младшую сестру. Вне себя от вновь нанесенной ему обиды, Шимшон воскликнул: «Теперь я буду прав пред Пелиштимлянами, если сделаю им зло». Он бросился в поле, наловил триста лисиц, связал их попарно хвостами, а между хвостами привязал по факелу, зажег факелы и пустил лисиц на жатву, в виноградники и в масличные рощи. Перепуганные Пелиштимляне спрашивали друг друга: «Кто это сделал?». А когда они узнали, что это дело рук Шимшона в отместку за вероломство своего тестя, они сожгли дом его тестя дотла. В огне погибли жена Шимшона и ее отец. Но в душе Шимшона еще тлели остатки былой любви к этой женщине, и стремясь отомстить за жуткую преждевременную смерть жены, Шимшон в одиночку напал на Пелиштимлян и нанес им большой урон. Затем он поспешил обратно на территорию Иеудеи и здесь спрятался в ущелье скалы Эйтам.
Разъяренные Пелиштимляне преследовали Шимшона и потребовали от жителей Иеудеи передать в их руки этого дерзостного обидчика. Жители Иеудеи, боясь своих притеснителей, окружили ущелье, в котором Шимшон спрятался, и сильно с ним поспорили, укоряя его в вредном безрассудстве. По предложению Шимшона, они связали его двумя новыми веревками и доставили как пленника в лагерь Пелиштимлян. Возгласы радости вырвались из груди врагов-язычников, но «Дух Превечного сошел на него, и веревки на руках его сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его». Затем взял он ослиную челюсть, которую он нашел вблизи, и пользуясь ею как оружием, перебил тысячу человек. В память об этом подвиге, место, где это произошло, было названо «Рамат Лехи» (Возвышенность челюсти). Блуждая в одиночестве среди скал, уставший и изнуренный, вдали от ручья или источника воды, герой горячо просил помощи у Б-га. Земля у его ног разверзлась и ударил фонтан освежающей воды. Этот источник не иссяк и долго еще был известен под именем «Эйн Акоре» (Источник взывающего).
ШИМШОН–СУДЬЯ
Теперь Шимшон был уже признан правителем и Судьей Исраеля. Его большая сила и вызываемый одним только его именем страх, были достаточны, чтобы сохранить мир в стране целых двадцать лет.
Однажды ночью, когда Шимшон находился в Азе (Газе), одном из главных городов страны Пелиштим, его враги, всегда в слежке за ним, окружили городские стены и заперли ворота с целью напасть на него утром и убить его. Но Шимшон, догадавшись об их злонамерениях, встал в полночь, и сняв с петель оба огромные ворота, взвалил их себе на плечи вместе с косяками и засовами и отнес на вершину горы, расположенной на пути к Хеврону.
ДЕЛИЛА
К этому времени Шимшон был уже женат на другой женщине, по имени Делила. Пелиштимляне обещали ей большое вознаграждение, если она откроет им секрет силы Шимшона. С тех пор Шимшон потерял покой, ибо Делила постоянно придиралась к нему. Однажды он ей сказал, что если его связать семью сырыми тетивами, он сравняется по силе с обычными людьми. После того, как по его указанию она связала его спящего, она вдруг вскрикнула: «Пелиштимляне на тебя, Шимшон!». Разбуженный Шимшон разорвал тетивы на руках, как разрывают нитку из пакли. Много раз ему удалось обмануть жену таким образом. Слишком уверенный в себе, он ее не бросил; и, наконец, выболтал таки ей всю истину; он открыл ей все сердце свое и сказал, что секрет его сверхчеловеческой силы кроется в его волосах, которых не коснулась бритва с самого дня его рождения; и, что пока он остается истинным и верным назиром, посвященным Б-гу, он будет непобедимым. Делила почувствовала, что на этот раз он сказал ей правду. Она позвала главарей Пелиштимлян и сообщила им, что наконец-то Шимшон действительно в ее руках. С ловко сыгранной, поддельной нежностью она усыпила свою несчастную жертву, и затем помогла тихонечко остричь его длинные тщательно сохраненные кудри с головы его. Когда роковая работа была закончена, она вскрикнула свое обычное: «Пелиштим на тебя, Шимшон!», Шимшон проснулся беспечный, уверенный, что он разделается со своими врагами, как он это делал раньше многократно, но на этот раз сила оставила его. Пелиштимляне напали на него, захватили в плен, варварски выкололи ему глаза и привели в Газу, где они заковали его в железные цепи и заставили молоть зерно в доме узников.
СМЕРТЬ ШИМШОНА
Пелиштимляне радовались падению мощного еврейского силача и героя; они устраивали пиршества и народные гулянья, приносили жертвы и возносили благодарственные молебны своему богу Дагону. И вот, на одной из таких диких оргий они привели своего пленника, чтобы устроить себе жестокую забаву и глумление над ним, несчастным и слепым. Храм бога Дагона был переполнен народом; на одной только крыше теснились три тысячи человек, а внутренняя часть храма была битком набита людьми. Шимшона вывели из места его заключения, и его бесчеловечные поработители потребовали от него, чтобы он пел и плясал перед ними. Мальчик поводырь привел его за руку и поставил между двумя столбами, которые поддерживали все огромное здание. Стоя между двумя этими столбами, он взмолился Б-гу, прося придать ему последний раз силы. «Да пусть умрет душа моя с Пелиштимлянами», просил он. И эта его просьба была исполнена. Шимшон почувствовал, что его мощь вернулась к нему, и он с огромным напряжением сил сдвинул оба столба. Все здание рухнуло, похоронив под собой его самого и, понятно, всех собравшихся здесь многих тысяч Пелиштимлян.
В дальнейшем, тело Шимшона было извлечено из под обломков и похоронено в гробнице его предков.