Р-н Нафтали Силберберг
Прежде чем ответить на ваш вопрос о запрете кремации позвольте мне сказать несколько вступительных слов. Обычно чтобы помочь найти ответ на некоторые вопросы, я пытаюсь объяснить суть «как есть», то есть, как это толкуется в «Больших книгах». Если же речь идет об особенностях личного опыта, мне иногда необходимо задать дополнительные уточняющие вопросы, и зачастую лучше всего такие дела решать в личной беседе с раввином, который более знаком с конкретным человеком или семьей.
Поэтому если что-либо из написанного мной кому-то покажется бесчувственным, заранее прошу прощения. Я определенно этого не хотел.
Законы, которые я буду пытаться здесь изложить, являются переработкой книг различных раввинов, написанных на протяжении многих лет. В отношении некоторых из наиболее глубоких размышлений о человеческом теле и его роли, которые я надеюсь здесь представить – можно сказать, что это переработка фундаментальных хабадских учений, хотя вряд я могу утверждать, что мое переосмысление этих высоких материй является абсолютно верным.
Итак, еврейский закон (Галаха) однозначно говорит о том, что мертвые должны быть преданы погребению в земле1.
В качестве дополнительного ограничения2 установлено, что кремированные останки не должны быть захоронены на еврейском кладбище. Кроме того, мы знаем, что многие традиционные законы траура не соблюдаются после смерти человека, чье тело было кремировано3. Однако Кадиш по такому человеку читается, и, конечно, уместно в память о его душе давать деньги на благотворительность и совершать другие добрые дела.
Ответственность за организацию надлежащих похорон лежит на ближайших родственниках покойного. Хотя обычно еврейский закон требует, чтобы дети умершего приложили максимум усилий для выполнения последней воли покойного, если кто-то просит, чтобы его кремировали и похоронили без соблюдения еврейской традиции, мы тем не менее должны похоронить этого человека по-еврейски. Поскольку душа, которая входит в Мир Истины, безусловно, понимает всю значимость надлежащего еврейского захоронения, следовательно, проведение традиционных еврейских похорон в действительности полностью удовлетворяет желания человека на тот момент. Кроме того, если кто-либо, тем более ваши отец и мать, просят каким-либо образом повредить их тело, вы не должны этого делать. Наши тела не принадлежат нам, они принадлежат Б-гу.
Важно отметить, что в соответствии с еврейским законом, человек несет ответственность только за собственные действия, если они были сделаны добровольно и с полным осознанием последствий. Таким образом, все вышесказанное не распространяется на людей, которые были кремированы против их воли. После Холокоста многие добросовестные евреи собирали пепел из крематориев лагерей смерти и почтительно хоронили его на еврейских кладбищах. Недавно я также слышал, как в больнице по ошибке кремировали еврейское тело. С разрешения раввина данный прах был помещен в гроб и захоронен в соответствии с еврейской традицией.
Кроме того, человек, который вырос в нерелигиозной атмосфере и никогда не получал надлежащего еврейского образования, не может нести ответственность за собственное несоблюдение. Данное правило применяется и в отношении лиц, которые предпочитают, чтобы их кремировали, т.к. их образование и воспитание не могло дать им знаний, необходимых, чтобы сделать осознанный выбор в этом случае. Это обстоятельство влияет и на некоторые правовые решения, представленные выше.
Заповеди Торы
Душа человека приходит Свыше, «Он вдохнул в него дыхание жизни»4, и когда земная миссия души выполнена, она поднимается к Б-гу, возвращаясь к своему источнику. Тело же, напротив, был взято из земли — «Г-сподь Б-г создал человека из праха земного» — и поэтому должно вернуться в землю. Это выражено словами, которые Б-г говорит Адаму, первому человеку: «Прах ты, и в прах возвратишься»5.
Эта идея подтверждается в книге Дварим, где нам заповедано хоронить мертвых: «Ты должен похоронить его в тот же день». Иерусалимский Талмуд объясняет, что мы должны захоронить тело полностью, а не после того, как оно было редуцировано путем кремации или каким-либо другим образом: «Вы должны похоронить его целиком, а не частично». Из этого мы учим, что заповедь не выполнена, если человек был захоронен частично.
Кремация разрушает большую часть тела, что делает погребение невозможным, и таким образом нарушает указание Торы.
Наша ответственность по отношению к человеческому телу
Согласно еврейскому закону, человеческое тело принадлежит его Творцу. И оно всего лишь одалживается человеку, который должен стоять на страже собственного организма, но не имеет права портить его любым образом. Тело должно быть «возвращено» полностью, как оно было дано.
Кроме того, человек был создан «по образу и подобию Б-га». Любое повреждение человеческого тела считается таким образом «ущербом»,наносимым Самому Б-гу.
Это общий принцип и закон, регулирующий многие данные нам предписания, например, те, что запрещают членовредительство или нанесение татуировок, и требующие, чтобы мы сделали все возможное для сохранения себя от опасности, поддержания гигиены и тому подобное. Этот принцип применим и после смерти тоже, любое нанесение увечий умершему запрещено.
Это также одна из причин, почему еврейский закон не допускает вскрытия трупа6, разве что в исключительных случаях7.
Предельное уважение к неприкосновенности человеческого тела также является ключевым моментом в процессе подготовки умершего к погребению. Проведение похорон планируются в самое ближайшее время, в идеале это день смерти, так чтобы тело достигло своего вечного пристанища как можно скорее. Честь заботиться о мертвых традиционно закреплялась за самыми уважаемыми членами общины, которые должны поддерживать высокий уровень благовоспитанности, конфиденциальности и уважения на протяжении всего процесса.
В соответствии с традиционными еврейскими источниками, награда за содействие проведению надлежащего захоронения еврейского трупа неизмерима. Даже Первосвященник, которому запрещено присутствовать на похоронах своего ближайшего родственника, должен был лично заняться похоронами брошенного еврейского тела, если не было никого, кто мог способствовать его надлежащему захоронению.
Итак, не нужно пускаться в долгие рассуждения, чтобы понять, что кремация тела максимально нарушает нашу правовую и моральному ответственность по отношению к его Владельцу.
Более глубокий взгляд на вопрос нашего отношения к человеческому телу
Когда тело становится орудием души для совершения добрых дел («мицвот»), оно — тело — наделено непреходящей ценностью и святостью. Тело рассматривается как нечто священное, как храм души и средство, благодаря которому мы можем делать добро в этом мире. Согласно еврейскому закону, объекту, который способствовал выполнению заповеди, должно быть оказано уважение, и его нельзя случайно выбросить. Например, бумага, на которой начертаны слова Торы, нити цицит, или кожаные ремни тфилин – все эти предметы должны быть похоронены с должным уважением. Тем более это относится к человеческому телу. В Талмуде говорится, что «даже нечестивцы среди евреев полны заповедей»! Или, по словам пророка Ишаягу: «А ваш народ — все праведники».
На более глубоком уровне, мы, евреи, считаем, что существует цель жизни, цель этого мира, цель акта творения.
Но есть и другие системы верований, которые рассматривают тело, остальные физические атрибуты этого мира и искушения, которые они представляют, только в качестве стратегических задач, поставленных на пути души для того, чтобы преодолев эти трудности, она пришла к раю небесному. Таким образом, тело не имеет своей внутренней значимости, и после того, как его функция полностью выполнена, оно не имеет никакой ценности.
Еврейская вера также признает важность награды души, которую она получает на протяжении своего жизненного пути, но считает, что совершенствование тела и мира – одна из основных целей. Душа была послана с небес, чтобы привнести в земное, будничное существование осмысленность и святость. В то время, как душа поднимается до невообразимых высот в выполнении своей мирской миссии, происходит освящение физического — и тела, и мира в целом — что является основной целью творения.
Предпоследний физический опыт
Два наиболее фундаментальных принципа еврейской веры – это вера в конечное избавление еврейского народа — и всего человечества — через пришествие праведного Машиаха, и вера в воскрешение мертвых, которые ждут, пока все души вернутся в свои тела.
Эти убеждения так важны для еврейского мировоззрения, что Рамбам считает их двумя из тринадцати принципов еврейской веры.
Эпоха Машиаха будет открыта праведным потомком царя Давида и охарактеризована миром и гармонией. «Они перекуют мечи на орала и копья свои на серпы; народ не поднимет меча на народ, и не будет более учиться воевать»8. Еврейский народ будет собран со всех уголков Земли и возвращен в Землю Обетованную, где Святой Храм восстановят в Иерусалиме.
Этот период станет кульминацией замыла Творения. Тогда у нас появится возможность пользоваться плодами своего труда, мы увидим конечный результат нашей многотысячелетней работы, которая пронизывает Творение святостью и значимостью. Занавес будет отброшен в сторону, и плоть, наши собственные тела, будет постигать Б-га: «Раскроется слава Г-спода, и узрит всякая плоть, что изрекли уста Г-спода»9.
Эти верования поддерживали наш народ на протяжении всего 2000-летнего изгнания, полного погромов, ссылок и преследований.
Кремация подразумевает отказ от самой концепции воскрешения. Она, по сути, говорит, что, как только душа покинула тело, безжизненная плоть сыграла свою роль и не имеет никакой последующей значимости.
Наши мудрецы говорят, что те, кто отрицает воскрешение, не заслуживают того, чтобы вернуться в свои тела. Основываясь на этой идее, многие авторитеты приходят к выводу, что человек, который выбирает кремацию, также будет отнесен к этой категории. (Впрочем, это относится только к тем случаям, когда кремация было сделана по указанию умершего, и только тогда можно сказать, что человек отвергает идею о воскрешении и т.п. Не так давно шесть миллионов евреев были лишены права на надлежащее захоронение, большинство из них сожжены. Без сомнения, эти святые мученики будут стоять первыми среди тех, кто воскреснет в эпоху пришествия Мессии).
Дополнительные ограничения и понятия
а. Нам заповедано Торой не следовать путями неевреев. Кремация мертвых была (и, по сути, до сих пор остается) ритуалом во множестве языческих культур, и, следовательно, является также нарушением этого запрета.
б. Согласно Каббале (еврейскому мистицизму), душа не покидает тело сразу после смерти. Такое резкое отчуждение было бы очень болезненным для души. Постепенное разложение тела дает душе время, чтобы постепенно отойти от него и адаптироваться в своей новой небесной обители. Мгновенное разрушение тела, вызванное кремацией, крайне болезненно для души и лишает ее этого столь необходимого периода перестройки.
в. На протяжении всей нашей истории, осуществление традиционных еврейских похорон было наивысшим приоритетом. Во времена, когда многие нееврейские сограждане регулярно кремировали своих умерших родственников, евреи отличались приверженностью к погребению своих мертвецов с достоинством. Этот факт уже был отмечен Тацитом, знаменитым римский историком 1-го века. Понимая огромную значимость этой заповеди, израильская армия, как известно, идет на риск, внедряясь в тыл врага, чтобы вернуть в Израиль тела своих погибших товарищей. Душа умершего, несомненно, просит о небесном милосердии и благословении для тех людей, которые гарантировали оказание телу последних почестей надлежащим образом.
***
Подведем итог. Кремация:
• является нарушением закона Торы о захоронении мертвых;
• демонстрирует отказ от признания высшего Б-жественного «права собственности» на все творения;
• нарушает юридическую ответственность за возвращение того, что было дано нам во временное пользование (тело) во всей его полноте, насколько это возможно;
• представляет собой отказ от еврейской идеи «целем Элоким» («Б-жественного образа» человека);
• представляет собой отказ от еврейской веры в воскрешение мертвых;
• (если это делается добровольно, зная об ответственности) приводит к тому, что тело не будет включено в число еврейского народа, когда придет время воскрешения;
• нарушает запрет Торы следовать практике язычников;
• заявляет, в сущности, что, как только душа покинула этот мир, безжизненное тело не имеет никакого дальнейшего значения;
• отвергает еврейскую историю, самоотверженные и героические усилия наших предков и современников, которые старались должным образом похоронить наших мертвых;
• коренным образом изменяет естественное отделение души и процесс адаптации, что приводит к дополнительным невыразимым страданиям.
Да увидим мы, дай Б-г, тот день, когда вся эта дискуссия станет неактуальной, и Всевышний «уничтожит смерть навеки, и утрет слезы с лица каждого»10.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Шулхан Арух, Йоре Деа 348:3; 362:1.
2. Обязанность раввинов устанавливать дополнительные запреты, отдаляющие евреев от нарушения законов Торы, упоминается в Мишне, Авот 1:1, Талмудe, Йевамот 21a, основываясь на словах Писания (Пятикнижие, кн. Ваикра 18:30).
3. Это основывается на принципе (приведённом в Шулхан Арухе, Йоре Деа 345:5), что мы не держим траур по евреям, которые «отклонили себя от общины» (респонсы Минхат Элазар, том 2, глава 34).
4. Пятикнижие, кн. Брейшит, 2:7.
5. Там же, 3:19. По этой же причине еврейский закон устанавливает использование деревянного гроба, так как он полностью распадется и исчезнет.
6. Талмуд (трактат Бава Батра, 115а) рассказывает: случилось, что один человек продал имение своего умершего отца, а затем скончался сам. Другие члены семьи заявили, что поскольку на момент смерти он был несовершеннолетним, он не имел права продавать имение. Раввины, тем не менее, не позволили им подвергнуть тело медицинскому обследованию, чтобы определить его возраст. «Позорить его вам не разрешено», — сказал рабби Акива. Отсюда мы учим, что запрещено любое воздействие на труп умершего человека, даже если это может привести к явно необходимым результатам. Талмуд (трактат Хулин, 11б) также обсуждает возможность вскрытия трупа человека, умершего вследствие убийства, для установления состояния его здоровья на момент убийства. Результат вскрытия мог бы повлиять на приговор убийце. Талмуд отвергает такую возможность, считая, что вскрытие позорит умершего человека, и заключает, что оно могло бы быть разрешено только, если теоретически это бы привело к спасению жизни убийцы (учитывая особое значение, которое еврейский закон придаёт спасению человеческой жизни).
7. В письме от 26 нисана 5729 (1969) года Любавический реббе объясняет, что в тех чрезвычайно редких случаях, когда были сделаны исключения из закона, на это существовали особые причины, которые ни коим образом не преуменьшают святости и неприкосновенности человеческого тела, которое является собственностью Всевышнего. В этих особых случаях Он сам разрешил делать отдельные исключения, сделав это как «хозяин» тела.
8. Миха, 4:3.
9. Йешаяу, 40:5.
10. Там же, 25:8.
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.