ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ МИДИАНИТОВ
Мидианиты – народность на востоке от Иардена – начали производить систематические набеги на еврейские селения. Они сжигали дома и поля, убивали людей и убегали с захваченной добычей. Эти набеги были особенно гибельны для страны во время уборки хлебов. Народ обеднел и жил в вечной тревоге, боясь набегов варварских орд с востока. Такое отчаянное положение длилось семь лет. В трепете и отчаянии Исраелиты умоляли Б-га спасти их, и вновь Он послал им спасителя.
ГИД’ОН УЗНАЕТ О ВОЗЛОЖЕННОЙ НА НЕГО МИССИИ
В Афре, городе колена Менаши, жил некто по имени Гид’он, сын Иоаша, потомка Ави-Эзри. Его братья были убиты Мидианитами на горе Тавор. Но и эта семья погрязла в идолопоклонстве – Иоаш имел дома жертвенник для Баала и рядом с ним дерево, посвященное Аштарот, кому он и его племя поклонялись. Один только Гид’он не поддался преступному влиянию его окружения и не свернул с пути служения Б-гу. Однажды он молотил хлеб около давильного пресса для вина, чтобы скрыть свой урожай от Мидианитов. Вдруг является ему ангел Б-жий и приветствует его словами: «Превечный с тобой, достойный муж». На это Гид’он ответил: «Господин мой! Если Превечный с нами, то отчего постигло нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?… Ныне оставил нас Превечный и предал нас в руки Мидианитов». «Иди с этой силою твоей, ответил ему ангел, и спаси Исраеля от руки Мдианитов; Я посылаю тебя». Эти слова повергли Гид’она в крайнее изумление. Однако, согласившись принять на себя эту великую миссию, он попросил знамение, которое убедило бы его, что это послание было действительно от Б-ra. Попросив ангела остаться на месте, Гид’он поспешил домой и принес оттуда мясо козленка, опресноков и горшок с похлебкой. Но ангел, отказавшись попробовать все это, предложил Гид’ону положить мясо и опресноки на камень и вылить на них похлебку. Когда Гид’он все это выполнил, ангел прикоснулся концом своего жезла к пище, появился огонь из камня и сожрал мясо и опресноки, а ангел исчез; тогда Гид’он понял, что он действительно находился перед ангелом Б-жьим.
РАЗРУШЕНИЕ БААЛА
В тишине ночи Гид’он вновь услышал голос Б-жий, убеждавший его разрушить жертвенник Баала вместе с деревом Аштарот, запятнавшие дом его отца. После этого он должен построить жертвенник Б-гу и принести тельца в жертву всесожжения на дровах срубленного языческого дерева. При помощи десяти своих рабов Гид’он выполнил это рискованное дело ночью. Поутру, когда «святотатство» обнаружилось, разъяренные жители Афры бросились разыскивать виновника. Оказалось, что это сделал Гид’он. Тогда жители Афры окружили дом Иоаша с гневными криками: «Выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Баала и срубил дерево, которое было при нем». Иоаш, решивший спасти мужественного сына, ответил с хитрецой: «Вам ли вступаться за Баала? Если он Б-г, то пусть сам вступится за себя и накажет того, кто разрушил его жертвенник». Этим он заставил замолчать слишком ревностную толпу, и с тех пор Гид’он получил имя Иерубаал, что означает: «Пусть Баад сам судится с ним».
НЕБЕСНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПОБЕДЫ
Между тем, Мидианиты, совместно с Амалейкитами и другими племенами, собрали огромную армию в долине Изреел. Гид’он тоже мобилизовал армию в тридцать две тысячи человек из колен Менаше, Ашера, Зевулуна и Нафтали. Для воодушевления своих воинов Гид’он просил Б-га о небесном знамении, как свидетельстве, что предстоящую битву они выиграют. Он положил на землю немного овечьей шерсти. Если шерсть окажется пропитанной росой, а земля вокруг останется сухой, то это докажет, что с ним Б-г. Наутро он убедился, что его просьба была исполнена. Желая получить еще доказательство, Гид’он просил, чтобы шерсть осталась сухой, а земля вокруг – мокрой от росы. На следующее утро он вновь обнаружил, что его просьба была уважена. Все без исключения признали теперь главенство Гид’она.
АРМИЯ В ТРИСТА ЧЕЛОВЕК
В дальнейшем пророческом видении Гид’ону было сообщено, что собранная им армия в тридцать две тысячи человек слишком велика. Не должна разве победа придти чудесным путем? Поэтому было провозглашено по рядам войск, что тот, кто боится звона оружия, вправе оставить армию. Двадцать две тысячи человек вернулись к своим очагам. Осталось все еще десять тысяч человек; это количество Б-г считал все еще слишком большим. Тогда Гид’он решил проверить своих людей. Он привел их к реке и предложил им напиться воды. Только триста человек напились, поднося своими руками воду ко рту. Остальные становились на колени и лакали воду, как собаки, как они делали, когда поклонялись идолам. Этим была доказана их принадлежность к идолопоклонству. Гид’он оставил этих триста человек, а всех остальных отослал домой. С этой маленькой армией он выступил против армии в 135 тысяч человек!
ВО ВРАЖЕСКОМ ЛАГЕРЕ
В эту ночь Гид’он был вновь заверен Б-гом в полной победе. Со своим оруженосцем он тайно проник в лагерь противника и подслушал беседу, которую вели между собою два Мидианита. Одному из них снился странный сон. Круглый ячменный хлеб катился по лагерю Мидиана и ударил по одному из шатров с такой силой, что шатер опрокинулся и распался. Второй собеседник растолковал этот сон в том смысле, что это означает победу еврейских войск под командой Гид’она. Вернувшись в лагерь, Гид’он поднял своих людей и изложил им свой план действия.
МУДРАЯ СТРАТЕГИЯ
Гид’он разделил своих людей на три группы, по сто человек в каждой. Примененная ими стратегия подобна уловке, применяемой угонщиками скота для обращения похищенного стада в паническое бегство. Они окружили вражеский лагерь со всех сторон. У каждого воина были в руках трубы и пустые кувшины, а в кувшинах факелы, которые должны были быть спрятаны там до начала операции. Гид’он атаковал противника, когда лагерь был погружен в сон. Ночной дозор только что сменился. Разбив кувшины и схватив зажженые факелы, евреи затрубили в трубы и воскликнули: «За Б-га и Гид’она!». С факелами в левой руке и трубами в правой они стояли на своих местах вокруг лагеря, оглашая воздух криками и трубным звуком.
Оглушительный рев труб разбудил спящих Мидианитов, а ярко горящие факелы испугали их. Поднялось в лагере невообразимое смятение; охваченные паникой, не оказывая ни малейшего сопротивления, Мидианиты обратились в поспешное бегство и помчались, как бешеные, стремясь скорее достичь берегов Иардена и добраться до пустыни или пристать к каким либо дружественным племенам и спастись.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Погоня за убегающими по всей стране Мидианитами была жестокой. Гид’он спешно разослал гонцов по всем горам Эфраимовым с указанием, чтобы их жители немедленно заняли все переправы через Иарден и перехватили отступающих Мидианитов. Это указание было быстро выполнено и привело к страшной резне у переправ через реку. Были захвачены также оба мидианитские князья Орев и Зеев; они были убиты и их головы доставлены Гид’ону как трофеи.
Люди колена Эфраима были обижены тем, что их не призвали с самого начала к действиям против врага, чем лишили их возможности разделить с остальными воинами честь и славу победы, и они резко поспорили с Гид’оном. Его мудрый ответ предотвратил нараставший серьезный конфликт. «Что сделал я, ответил он, в сравнении с вами? Не лучше ли разрозненные виноградины Эфраима, чем отборный виноград Авиезера?
Б-г передал в ваши руки князей мидианеких Орева и Зеева, и что мог сделать я такое, как вы?». Эфраимляне были удовлетворены.
ПОЛНАЯ ПОБЕДА
Гид’он и его триста воинов продолжали преследовать противника; они поспешили на восток, стремясь захватить Мидианеких царей Зеваха и Цалмунну. Прибыв в город Суккот, они попросили хлеба, чтобы утолить свой голод. Но жители Суккота ответили язвительно: «Ты что, уже держишь в руках своих руки Зеваха и Цалмунны, чтобы нам войску твоему давать хлеб?». Гид’он поклялся жестоко отомстить за это, когда он вернется с победой, и пошел со своим отрядом дальше. Прибыв в Пенуель, он повторил свое требование, но и жители этого города бессердечно отказали ему в хлебе, приводя тот же довод. Между тем Зевах и Цалмунна вновь собрали у Каркора остатки своих разбитых армий, всего пятнадцать тысяч человек, и пытались сокрушить Гид’она и его маленький отряд. Но евреи, подстегиваемые отчаянием в борьбе за свое существование, напали на вражеский лагерь врасплох в неурочный час. Армия язычников была разбита наголову и вновь обращена в бегство. Гид’он бросился в погоню за двумя царями и поймал их. Он привел царей в Суккот, созвал старейшин города, семьдесят семь человек, и представил им своих царственных пленников, после чего он выполнил свою ужасную клятву и казнил старейшин. Затем он напал на город Пенуель и убил его жителей. После этого ему привели Зеваха и Цалмунну; пришло время исполнить то, что он считал своим священным долгом. «Каковы были те люди, которых вы убили в Таворе?», спросил их Гид’он. Они с готовностью ответили: «Они были такие, как ты, каждый имел вид сына царского». Услышав это, Гид’он воскликнул: «Это были мои братья, сыны матери моей; жив Превечный! если бы вы оставили их в живых, я не убил бы вас». Так Гид’он лично отомстил за убийство своих братьев, и война была закончена.
Это был конец владычества Мидианитов над евреями. Героизм Гид’она был надлежащим образом оценен. Ибо впервые в истории евреев ему была предложена евреями корона с правом ее наследования его сыновьями. Но Гид’он от этой чести отказался, говоря: «Да владеет вами Превечный!». Он пережил свои славные победы на тридцать три года, которые были для Исраеля годами счастья и мира. А когда Гид’он умер в глубокой старости, он был похоронен в гробнице своих предков, оплакиваемый благодарным ему народом.