Р-н Шауль-Айзек Андрущак
Вопрос: Шаббат завершается с выходом звезд. Однако на днях я прочел, что, якобы, рабейну Там думал как-то иначе. Могли бы вы прояснить, в чем заключалось иное мнение рабейну Тама?
Ответ: Мне очень понравилось ваше «якобы». Очень. Вера в мудрецов всегда казалась мне одной из самых трогательных черт настоящего еврейского характера.
Давайте разбираться. Вопрос о времени смены дня и ночи дискутируются на страницах Талмуда множество раз. Приводится масса версий относительно того, сколько времени длятся и в какой момент заканчиваются сумерки и наступает однозначная ночь. Закон устанавливается в соответствии с мнением рабби Йеуды (см. Вавилонский Талуд, трактат Шаббат, 35б). Там сказано, что, согласно его мнению, это — 12-14 минут с момента полного заката солнца. Ориентир – выход трех звезд. Как мы привыкли. Но в другом месте (Вавилонский Талуд, трактат Псахим, 94а) от имени того же раби Йеуды сказано, что искомое время – 72 минуты. На час больше, на минуточку!
И вот теперь перед талмудической и галахической науками стоит вопрос: какому из рабби Йеуд верить больше? Шаббатнему или пасхальному? Что рабби Йеуда сам с собой не спорит – это-то понятно. Вопрос: где он говорит о времени наступления ночи, а где о чем то другом (в рамках данного рассказа не важно о чем именно). Большинство мудрецов эпохи ришоним (и, что самое главное, большинство ключевых для формирования современной галахи авторитетов: Рамбам и Риф) сошлось, как вы понимаете, во мнениях, что интересующее нас время упоминается раби Йеудой в трактате Шаббат. Но рабейну Там (а с ним такие громкие имена, как Рамбан, Рашба и пр.) не мене убедительно доказывают, что определяющее мнение – в трактате Псахим.
Вот собственно, в чем заключается его мнение. Рассказать чем аргументирует – не просите. Чтобы в этом разобраться нужно в иешиву идти. Что, к слову, неплохая идея!..