Слово «Тора» (תורה) означает «указание» — указание жизненных путей. Это слово часто употребляется в различных смыслах, что иногда вводит в заблуждение неискушенных.
В самом узком смысле слово Тора означает пять книг (Пятикнижие), написанных Моше рабейну (Моисеем). В более широком смысле слово Тора употребляется, например, когда говорят о том, что еврейскому народу даны две Торы — Письменная и Устная, когда под Письменной Торой понимают Танах (называемый у других народов Библией), а под Устной Торой — Мишну и Талмуд. Тот, кто читает только Танах, не имеет представления о подлинном иудаизме, так как полностью все концепции и указания иудаизма выражены в этих двух частях Торы, а не в одном только Танахе.
Как почти анекдотический пример можно привести караимов. В Пятикнижии сказано, что в субботу нельзя зажигать огонь. Караимы, не признающие Устной Торы, так и сидят в субботу в темноте.
И, наконец, в наиболее широком смысле слово Тора употребляют, когда говорят, что «все, что открывает опытный мудрец Торы, было уже дано Моше при даровании Торы на горе Синай». Так же, как ученый-естествоиспытатель, сделавший открытие, не привнес что-то новое в природу, а нашел уже в ней существующее, мудрец Торы, выводящий новый закон или идею, не создает нечто новое, но открывает то, что всегда было в Торе. В этом самом широком смысле Торой называются все религиозные книги еврейства: Танах, Талмуд, Мишна, Мидраши, комментарии к Талмуду и Танаху, литература респонсов, тайная часть Торы — Каббала и учение хасидизма и многое другое.
Тора многообразна не только «по горизонтали», по колоссальному количеству ее книг, но и «по вертикали» по различным уровням ее понимания. Уровни толкования Торы передает слово ПАРДЕС («сад» познания, פרדס). Буквы слова «пардес» означают четыре уровня толкования Торы — прямой смысл («Пшат» — פשט), намек («Ремез» — רמז), толкование («Друш» — דרוש), тайна («Сод» — סוד). Так, комментарий Раши на Пятикнижие в основном объясняет буквальный смысл стихов Торы, хотя в нем имеются части, которые следует отнести к уровням «намек» и «толкование». А фундаментальный труд по Каббале, книга «3оар» (זהר), написанная также в виде комментария к Пятикнижию, представляет собой изложение тайн Торы.
Прямой смысл Торы говорит о сути нашего мира так, как ее понимают люди, но истинная суть мира раскрывается в тайной части Торы, когда детали физического мира указывают на детали верхних духовных миров. Например, слова «камень» и «море», а также многие другие слова указывают на сфиру Малхут (מלכות) в разных ее состояниях, В Танахе сказано, что в первом Храме был огромный чан с водой для омовения рук и ног священников. Он был так огромен, что его называли морем. Чан этот стоял на двенадцати изваяниях быков. Из внутренней части Торы, Каббалы и учения хасидизма, известно, что «море» это Малхут мира Ацилут (אצילות), источник творения, а двенадцать быков — двенадцать племен Израиля, которые, будучи привлеченными от своего источника в мире Ацилут к миру Брия (בריאה), становятся в нем зачатком множественности творения (число двенадцать).
Мы читаем Тору, исходя из физических образов нашего мира, в ней описываемых, и находим им соответствия в верхних мирах. Но на самом деле Тору нужно рассматривать как говорящую о верхних духовных мирах (откуда она проистекла в наш мир), а образы нижнего, физического мира следует рассматривать как соответствия того, что наверху, хотя, разумеется, это очень трудно, и мы исходим из того, что дано в нашем непосредственном опыте.
Сказано (Берешит раба 1:2), что с самого начала сотворения Всевышний смотрел в Тору и творил мир. Намек на это содержится в Торе в самом рассказе о сотворении. Там сказано, что каждый раз, сотворив нечто, Всевышний смотрел на сотворенное и констатировал, что оно хорошо («тов», טוב). Наши Мудрецы говорят, что «добром («тов») называется только Тора». Всевышний видел в сотворенном, что оно соответствует Торе и потому является добром.
Соответствие мира Торе приводит нас к двум важным заключениям:
а) в Торе мы узнаем глубочайшую суть мира;
б) Желание Всевышнего, выраженное в заповедях Торы, соответствует сути созданного Им мира, а также сути духовного мира евреев.
Мы уже упомянули, что Тора проистекла из верхних миров в наш физический мир. Это означает, что Мудрость Всевышнего, спускаясь от мира к миру до самого нижнего мира, облеклась в буквы и слова Письменной Торы. Устная Тора была дана Моше, душа которого была столь высокого уровня и столь чиста, что ничто не заслоняло перед ним Б-жественную Мудрость и он мог познавать всю известную нам Тору, Письменную и Устную, и намного более того.
При даровании Торы даже обычные евреи находились на таком высоком духовном уровне, что о них сказано, что они «видели то, что обычно слышат, и слышали то, что обычно видят»: они воспринимали ясно (видели) то, что обычно далеко от понимания человека (что он «слышит» издалека), а то, что обычно нам кажется очевидным (что обычно «видят») казалось им далеким и непонятным. Короче говоря — им было явно Б-жественное, а физический мир не заслонял Б-жественное своей кажущейся очевидностью. Но если обычные евреи при даровании Торы достигли такой высокой ступени познания, ясно, что познание Моше достигло высот, какие мы не можем себе представить.
В Торе имеют смысл не только слова, но и отдельные буквы, детали их начертания, а также числовое значение, каким обладают все буквы еврейского алфавита.
Слово «Кетер» (כתר, венец) имеет числовое значение 620
(כ=20) + (ת=400) + (ר=200). Как мы уже видели, внутренняя суть сфирот в душе человека — его нравственные качества и эмоции. Кетер в душе человека — желание, наслаждение, вера. Кетер Б-жественного мира Ацилут — Желание Всевышнего, которое по отношению к нам выражено в заповедях Торы. Заповедей всего 613, плюс 7 заповедей, установленных Мудрецами, — всего 620. В самом слове Кетер числовым значением выражено, в чем заключается Желание Б-га по отношению к нам.
В десяти заповедях, которые были даны еврейскому народу на горе Синай, ровно 620 букв, каждая из которых является источником одной из 613 заповедей Торы и семи заповедей, установленных Мудрецами. В тайной части Торы говорится, что души праотцов евреев, Авраама, Ицхака и Яакова, коренятся в сфирот Хесед, Гвура и Тиферет мира Ацилут. И действительно, в Торе есть выражение «Ты явишь истину Яакову, милость Аврааму» (Миха 7:20). Милость («хесед» — חסד) — сфира Хесед, а Истина — намек на сфиру Тиферет (תפארת). Об Ицхаке сказано: «Страх Ицхака» (Берешит 31:42). Страх — внутреннее качество сфиры Гвура, это слово говорит о стеснении сердца и отдаленин, в противоположность сфире Хесед, внутреннее качество которой — любовь, стремление приблизиться. И это не единичные случаи, в Торе при этих именах нет слов, указывающих на не соответствующие им категории.
В тайной части Торы говорится, что четырехбуквенное Имя Б-га («йуд»-«кей»-«вав»-«кей», י-ה-ו-ה) выше действия в мире и что когда оно действует в мире, происходят явления сверхъестественные, чудеса. Имя же Элоким действует на уровне природы. Оно как бы заслонено естественным, и когда оно действует, кажется, что все происходит вследствие естественных закономерностей. Численное значение букв слова «а-тева» (הטבע — природа, 86) равно численному значению букв слова (אלוהים, также 86).
Слова «иш» (איש — мужчина) и «иша» (אישה — женщина) включают слово «эш» (אש — огонь) с добавлением в слове «иш» буквы י, а в слове «иша» буквы ה, вместе составляющими Имя Б-га «йуд»-«кей». Сказано в Талмуде: «Если мужчина и женщина достойны этого — Шхина (Б-жественное присутствие) между ними, не достойны — огонь между ними» (Сота, стр. 17).
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.moshiach.ru.