Иудаизм — это не только религия, не только учение о философии, нравственности, этике. Прежде всего — это закон, регламентирующий все без исключения стороны жизни как индивидуума, так и общества. Помимо порядка молитв, изучения Торы, соблюдения субботы и праздников, воспитания детей, имущественных и трудовых отношений, закон этот определяет образ поведения еврея в таких сферах, как питание, гигиена, одежда, супружеские отношения и многое другое. Основа закона — 613 заповедей, которые Всевышний дал Моисею на горе Синай и которые записаны в Пятикнижии Моисеевом.
Заповеди эти делятся на две категории: 248 предписывающих и 365 запрещающих. Однако в Пятикнижии о них говориться лишь в самом общем виде и этих сведений в большинстве случаев недостаточно для исполнения заповедей в различных сложных жизненных ситуациях. Поэтому на горе Синай Всевышний дал Моисею не только Письменную Тору, т.е. ту часть Учения, которую было велено записать самому Моисею, либо пророкам последующих поколений, но и Устную Тору. В Устной Торе, к которой относятся Мишна, Талмуд, а также множество комментариев и толкований, заповеди описаны детально, со всеми указаниями, необходимыми для их практического применения. В наше время и Устная Тора записана. Однако в далеком прошлом, начиная с поколения Моисея и до конца 2 в.н.э., т.е. около 15 веков, Устная Тора действительно передавалась из поколения в поколение только устно. Мишну, составляющую законодательную основу Устной торы, и состоящую из 63 трактатов, записал рабби Йеуда а-Наси. Это произошло уже после захвата страны Израиля римлянами и разрушения Второго Храма. Мишна дает законы, заповеди в контексте конкретных жизненных ситуаций.
Еще более пространные эпизоды и развернутые дискуссии содержатся в Талмуде (который в основе своей является обширным комментарием и обстоятельным толкованием Мишны). Следует заметить, что Талмуд является не только фундаментом еврейского законодательства, но и источником мировоззрения, веры, нравоучения.
В средние века было предпринято несколько попыток кодификации законов Торы, так как для вынесения того или иного законодательного решения требовалось глубокое знание как Талмуда, так и остальных частей Торы. Наиболее известен в этом плане труд Маймонида (1135-1204) «Яд а-хазака». Одним из следующих этапов в этом направлении стало создание кодекса «Шулхан Арух» («Накрытый стол»).
Среди всех последующих версий «Шулхан Аруха» особо выделяется версия, которую записал рабби Шнеур-Залман из белорусского местечка Ляды (1745-1812). Он также создал учение ХАБАД (аббревиатура слов «хохма» — «мудрость», «бина» — «разумение», «даат» — «знание») и основал хасидское движение с тем же названием, пользующееся ныне всемирной известностью и основавшее организации и учреждения, которые занимаются еврейским воспитанием на всех пяти континентов. В своей книге рабби Шнеур-Залман впервые приводит не только правила и технику исполнения заповедей, но также объясняет смысл и значение заповедей.
Иудаизм невозможно понять извне, посредством одного лишь непричастного изучения. Чтобы понять Тору, необходимо приобщиться к иудаизму практически, начать жить по еврейским законам, заповедям. Тогда и идеи Торы, ее абстрактные понятия открываются и становятся доступными разуму. Так рассудили наши предки, когда на пятидесятый день после исхода из Египта, стоя у горы Синай, сказали Б-гу и Моисею: «Наасэ венишма» — «мы будем исполнять и слушать (изучать) Твою Тору». Этот принцип верен и по сей день, точнее — благодаря ему народ Израиля преодолел исторический путь длиной в тысячелетия навстречу ближайшему избавлению с раскрытием Любавичского Ребе שליט»א Короля Мошиаха.
Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.