«К проблеме допустимости пластической хирургии обращались несколько современных поским(галахических авторитетов), рассмотревших целый ряд вопросов, возникающих при такого рода операциях. Так можно ли евреям делать пластические операции?»
На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Барух Дэвидсон:
Поскольку я лишь вкратце раскрою относящуюся к этой теме проблематику, мое мнение не следует рассматривать как практическую рекомендацию. Перед тем как принимать то или иное решение, вы должны проконсультироваться с раввином, который вынесет свое решение с учетом ваших индивидуальных обстоятельств.
Наши тела не являются нашей личной собственностью, с которой мы могли бы обращаться, как нам угодно. Мы получаем их взаймы на время нашей жизни от Б-га для того, чтобы иметь возможность исполнить свою миссию — ведь для исполнения каждой миссии для начала необходимо иметь тело (душа не может накладывать тфилин или зажигать субботние свечи). А поскольку тела даны нам на время, мы не имеем права изменять их как бы то ни было. Следовательно, «нанесение ран» посредством пластической хирургии порождает проблему.
По закону Торы, мы должны следить за своим здоровьем, лечить все болезни и ценить свою жизнь. Это означает, что если операция необходима сугубо в медицинских целях, она разрешена и даже необходима. Значит ли это, что операции, в ходе которых наши тела подвергаются изменениям в косметических целях, запрещены?
Еще один вывод, сделанный поским относительно пластической хирургии, заключается в том, что любая операция, особенно если она делается с применением общего наркоза, содержит элемент риска и может привести к осложнениям и другим негативным последствиям. Как сказано выше, мы обязаны беречь свое здоровье и стараться избегать ненужных рисков.
В 1964 году поским разбирали следующий вопрос: как следует поступить женщине, если она чувствует, что лишь благодаря пластической хирургии сможет найти себе мужа?
Раввин Яаков Брейш (автор книги «Хелкат Яаков») пришел к выводу, что запрет на причинение себе ран не распространяется на случаи, когда боль облегчает другие, гораздо более мучительные страдания. В качестве доказательств он привел несколько цитат из Талмуда, согласно которым моральные страдания, испытываемые человеком, отличающимся от других внешне, сильнее боли, причиняемой ему во время операции. На основании этого раввин разрешил евреям прибегать к пластической хирургии в случаях, когда речь идет о глубоких психологических страданиях. Схожее объяснение дал раввин Моше Файнштейн (1895-1986), один из величайших поским своего поколения. По его мнению, запрет Торы распространяется лишь на те случаи, когда человек причиняет себе боль умышленно.
Рабби Брейш также указывал на риски, связанные с операцией, и постановил, что с развитием этой области хирургии риски эти в значительной мере уменьшились, следовательно, тот, кто идет на пластическую операцию, не считается человеком, рискующим своей жизнью.
Однако раввин Элиэзер Вальденберг (1916-2006) не соглашается с приведенными выше мнениями и выносит пластической хирургии недвусмысленный запрет. По его мнению, слова Торы «и полностью вылечит его» (Шмот 21:19) учат нас тому, что человек имеет право на получение медицинской помощи, но это не касается случаев, когда речь идет о косметическом исправлении недостатков внешности.
Раввин Вальденберг подкрепляет свое мнение объяснением философского толка. Человек должен верить в то, что Б-г, сотворивший наш мир, создал его именно таким, и не должен менять то, что сделал Творец. Тот, кто меняет свое тело в соответствии со своими представлениями о красоте, оскорбляет сотворенное Б-гом!
Многие авторитетные раввины пришли к определенному компромиссу в данном вопросе, дав свое разрешение на пластическую хирургию в случаях, если ее целью является исправление уродства, избавление от психологических страданий или если благодаря ей человек получает возможность создать семью или вести достойную жизнь; но пластические операции, которые делаются исключительно для красоты, запрещены.
Другой вопрос касается запрета Торы, предостерегающего мужчин от уподобления женщинам (Дварим 22:5). Согласно ряду мнений, пластическая хирургия имеет отношение к этому запрету, следовательно, закон также запрещает мужчинам такой вид операций. Как бы то ни было, этот запрет относится к любым операциям, которые делаются в сугубо эстетических целях (согласно мнению раввина Ш.З. Ауэрбаха).
Вопрос о пластической хирургии весьма субъективен. Ведь далеко не каждый может объективно оценить, в состоянии ли он избежать психологических страданий, не сделав такую операцию, или нет. Именно поэтому проблему следует обсудить с раввином, который поможет оценить все риски и понять, насколько необходимо хирургическое вмешательство в том или ином конкретном случае.
Материал подготовила Шейндл Кроль. (авторские права данного текста принадлежат сайту www.jewish.ru)