Однажды, во время торжества по поводу закладки первого камня Цемах Цедек (рабби Менахем-Мендель из Любавичей) спросил собравшихся хасидов: «Что желаете выслушать? Доклад или историю?» Публика, естественно попросила рассказать историю, и Цемах Цедек рассказал следующую историю:
— Жил когда-то один арендатор, звали его Яков, и был он хасидом святого Ружинера (Ружинского Ребе). Снимал он корчму у человека, которого тоже звали реб Яков, и он тоже был арендатором, но арендовал непосредственно у владельца и сдавал в субаренду. И был этот последний человеком честным и праведным и состоятельным. А вот тот, кто у него брал в аренду был бедным и все время просрочивал время выплаты реб Якову, а часто ему было вовсе нечем заплатить. И решил наконец реб Яков выгнать корчмаря. Тот, услышав о такой беде, отправился тотчас к своему Ребе, святому Ружинеру, и пожаловался, что реб Яааков хочет его выгнать. Ружинер вызвал его к себе и уговорил простить долг. Более того реб Яков пошел даже еще дальше: он снизил стоимость аренды, дал большую рассрочку, но просил все же выплачивать деньги вовремя. И все же корчмарь реб Яков был очень беден, и опять начались просрочки выплаты денег. Богатый реб Яков просил и так и этак, но безрезультатно, и опять он решил прогнать корчмаря, который вновь отправился к святому Ружинеру, просить за себя. Тот опять-таки позвал реб Якова и опять уговорил его. И так как реб Яков был человеком честным и праведным, он опять простил долг, опять снизил стоимость аренды и опять просил выплачивать деньги вовремя. И в третий раз приключилась точно та же история. Наконец реб Яков отказался простить задолженность корчмаря и продлить ему аренду и выгнал его.
После того, как реб Яков умер и попал в Мир Истины, начали там разбирать его дело, и один из ангелов-обвинителей сообщил, что реб Яков прогнал корчмаря и лишил его средств к существованию. На это тот возразил: «Разве я мало для него сделал? Сколько раз я ему прощал! Сколько раз я ему продлевал срок, сколько раз снижал арендную плату! Что ж еще? Ну не мог же я полностью отказаться от своих денег?!» Ко всему этому он добавил, что небесный суд ничего в стоимости денег не понимает, и даже не догадывается, что такое деньги — в дольном мире. А потому потребовал, чтобы решение по его делу вынесли души, которые в нашем мире жили и имеют о нем представление. Просьба была удовлетворена, и дело передали на рассмотрение рабби Йоэлю Сиркису и рабби Йосефу Каро. Те рассмотрели дело и признали его виновным.
На это реб Яков опять заявил, что уважаемые судьи давно уже покинули дольный мир и забыли, что такое деньги, а потому он просит передать дело на рассмотрение тем душам, которые в данное время живут в нашем нижнем мире.
Здесь Цемах Цедек прекратил рассказ, и обратился ко всем собравшимся евреям: «Как вы полагаете, прав ли реб Яков?» И все собравшиеся сказал: «Прав». И вновь спросил Цемах Цедек: «Прав ли реб Яков?» И опять все хором ответили: «Прав!» И опять спросил, и все собравшиеся трижды провозгласили: Прав, прав, прав! И все собравшиеся поняли, что Цемах Цедек только что вынес решение по делу реб Якова, человека праведного и честного.