Home Традиции День великой чистки (Краткое изложение беседы Ребе)

День великой чистки (Краткое изложение беседы Ребе)

by admin
0 comment
День великой чистки

Трубление в шофар

Йом-Кипур – это День Искупления, и в отношении сущности этого дня в Талмуде приводится спор мудрецов. Одни мудрецы говорят, что искупление в Йом-Кипур свершается лишь для тех, кто раскаивается, между тем как рабби Йеуда Аноси утверждает, что искупление в Йом-Кипур свершается вне зависимости от того, раскаялся человек или нет, поскольку «сила этого дня искупает».

На самом деле с концепцией «сила этого дня искупает» согласны все. Идея ее в том, что духовная сущность дня Йом-Кипур обладает очищающим, искупающим воздействием. Однако, по мнению рабби Йеуды, святость этого дня велика настолько, что очищает даже не вполне раскаявшегося человека, другие же мудрецы считают, что раскаяние – есть необходимое условие того, чтобы искупление, обусловленное самой природой дня Йом-Кипур, все-таки свершилось.

Выведение пятен

Все это нуждается в объяснении, ведь «искупление» не означает лишь прощение Всевышним грехов. Человек, совершая грех, наносит ущерб своей душе, оставляет на ней пятно, и теперь он должен это пятно стереть и ущерб исправить. Как же может быть такое, что все это сотрется и исправится, лишь в силу того, что настал некий день – Йом-Кипур?

Но все дело в том, что речь здесь идет о раскрытии глубинной связи народа Израиля с Творцом.

Можно говорить о различных уровнях этой связи. Первый соответствует принятию человеком власти Всевышнего и исполнению заповедей Торы. Сам факт того, что Всевышний раскрывает свою Волю человеку, чего-то «желает» от него, и выполнение человеком этого Желания выявляют некую связь человека с Творцом.

Более высокий уровень находит выражение в раскаянии, по-еврейскитшува (буквально «возвращение»). В чем сущность тшувы? Человек, нарушающий заповеди, пренебрегающий Волей Творца, разрывает, казалось бы, свою связь с Ним. Что же может вдруг заставить его принять решение «вернуться»? Совершая тшуву, человек на самом деле проявляет более глубокий уровень своей связи со Всевышним, раскрывает, что по сути он был связан с Ним, даже когда нарушал Его Волю, и именно эта внутренняя связь побудила его к раскаянию и восстановила разрыв с Творцом на более внешнем уровне.

Сокровенная связь

Однако этот внутренний, раскрывающийся благодаря тшуве, уровень связи с Б-гом – еще не есть предел. Эта связь несет на себе все еще некую обусловленность и ограниченность определенной мерою, соответствующей степени раскаяния человека.

Существует еще более глубокий, самый сокровенный, сущностной уровень связи наших душ с Творцом. Как написано в книге Тания, душа, заключенная в нас, – это «частица самого Б-га свыше», которая в сути своей всегда едина с Источником.

На эту связь не оказывают никакого влияния наши деяния и наши грехи. Она в силу духовной природы присуща каждому из нас. И никакой грех и проступок не в состоянии нанести ей ущерб. Однако на протяжении всего года эта связь сокрыта в тайной глубине нашей души, а раскрываются лишь более внешние уровни нашей связи с Творцом, те, что зависят и имеют отношение к нашим поступкам, чувствам и решениям. Но в Йом-Кипур проявляется самый сокровенный уровень связи Всевышнего с народом Израиля.

И в этом смысл понятия «сила этого дня искупает». Сам этот день раскрывает, что каждый из нас связан с Творцом абсолютно неразрывной связью. И в Йом-Кипур, когда раскрывается эта сущностная связь (если только человек не противодействует природе этого дня и не нарушает пост и законы праздника), все пятна и изъяны, наносимые нашими грехами, стираются сами собой!

Изложение р-на Э. Когана

Авторские права данного текста принадлежат сайту www.ru.chabad.org.

You may also like

Leave a Comment